Персона
Екатерина Седова: «Подкасты слушают даже те, кто больше любит картинку»
Как журналист «Первого канала» бросила «терроризм», влюбилась в радио и ушла в подкасты.
За свою жизнь Екатерина Седова успела больше, чем любой среднестатистический журналист в России. И то назвать Екатерину журналистом – это слишком просто, ведь она успела охватить весь спектр работы в средствах массовой информации.
В Красноярске прошла лекция в рамках проекта «Лига знаний» о подкастах, или персональном радио по интеллектуальному запросу. В своей лекции Екатерина рассказывает о теории создания подкастов, как начать и что делать, а также привела примеры её знакомых, которые не побоялись начать и уже добились успеха. В общем, всё, что интересует простых слушателей и людей, которые бы хотели попробовать себя в подкастах.
Классическое радио умирает
– На смену радио приходят подкасты. Это больше, чем радио, чем реинкарнация радио. Это новый вид направления медиа и социальных сетей, который позволяет абсолютно любому человеку, где бы он ни находился (особенно в условиях, когда мы не знаем, закроют нас на локдаун или нет), реализовать себя, заниматься тем, что не сложно, и хорошо зарабатывать, потому что подкасты – это хорошая площадка для монетизации.
Я специалист по «терроризму» – и влюбилась в радио
– Я начала работать в СМИ давно, еще в семидесятых годах прошлого столетия - на Гостелерадио СССР, в главной информационной программе страны «Время». Тогда, как ни странно, свободы в медиапространстве было больше, потому что не было понятия «формата». Была генеральная линия партии, которой надо было придерживаться, но если человек, например, ведет тему культуры, то он абсолютно свободен в рамках этого направления и может делать все что угодно. Очень интересно сейчас наблюдать, как в подкастах, по сути на новом витке спирали, идет та же история, которая происходила давно, в другой стране и других медийных условиях.
Достаточно долго моим направлением были научные сенсации, потом в 90-е появились секты, и мы их воспринимали как нечто прикольное, как барабашек, и мои обычные репортажи были «смотрите, вот такая секта, вот такие у них смешные ритуалы», и все это заканчивалось прогнозом погоды. Но однажды стало не смешно — в 1994 году в Японии секта Аум Синкирё совершила теракт в токийском метро, где пострадали тысяча человек. Так секты из разряда «развлечений» перешли в «террор». С тех пор я занимаюсь террором — брала интервью у представителей терроризма, проникала в различные системы, работала под прикрытием. После этого меня стали часто приглашать на радио как «специалиста по террору», и я влюбилась в радио — звук намного круче, чем картинка.
Картинка — это готовый фаст-фуд
– Вы видите и воспринимаете то, что вам уже показывают в готовом виде. Когда вы слушаете, вы «окартиниваете» информацию своими фантазиями и подсознанием. В этот момент человек развивается. Я за звук, это мой фетиш, я это люблю. Многие годы я обучала радиоведущих более чем в ста городах России, а когда радио стало «уже не то», пришли в мир соцсети и подкасты.
38% населения земного шара слушают подкасты, а аудиалов среди населения Земли — 25%. Это говорит о том, что подкасты слушают даже те, кто больше любит картинку. Это говорит о нарастающей популярности подкастов. Вообще подкасты стали «звездным местом» благодаря американцам, и я понимаю, что и подкасты более популярны в Америке — там атланты, люди атлантического склада. Мы другие, нам нужно посмотреть, мы больше визуалы. Тем не менее «взрыв» подкаста начался.
Был подкаст-сериал, когда в Америке девочку-студентку убил маньяк, полиция расследовала это преступление и закрыла дело за неимением доказательств и свидетелей. Друзья погибшей сами стали вести расследование и стали делать об этом подкаст. В итоге они пошли по новому направлению и стали добираться до сути. Полиция была вынуждена на это обратить внимание и вновь возбудить дело. Убийцу нашли, за расследованием следило много людей, и подкаст-сериал прослушали 175 миллионов раз. У ребят не было задачи на этом заработать, они просто хотели найти преступника, но они получили 380 млн долларов на своем подкасте. С этого момента к подкастам стало иное отношение.
Подкаст — это аудиоформат
– Аудио на любую тему, которая вам интересна. Сегодня человек в среднем подписан на 3-7 подкастов и их слушает. Подкаст — это звук, который вы можете записать в одиночку, вдвоем, вчетвером… Можно писать о чем угодно. Подкасты — это свобода и возможность показать себя с новой стороны. Например, Анатолия Чубайса помнят со времен 90-х, но сегодня он ведет подкаст о науке, и молодое поколение его будет воспринимать как человека, который двигает молодежь и науку.
Как выбрать тему, или «Откровения за яйцами»
– Если вы хотите делать подкаст, то самое главное – выбрать свою тему. Высокоинтеллектуальным людям тему выбрать сложно, потому что они могут говорить о многом. Выбрать надо что-то одно. Я всем рекомендую взять 3 листа бумаги и написать: на первом — все, что вам интересно, на втором — что вы умеете хорошо делать и на третьем — чему хотелось бы научиться, попробовать и узнать. После вы вычеркиваете со всех листов все то, что вам не жалко вычеркнуть, пока не останется что-то одно, самое любимое и дорогое. Мерилом будет мысль, получится из этого подкаст или нет. Предположим, вы любите делать яичницу, и вы делаете подкаст «Откровения за яйцами». Почему нет? Тема должна быть яркая.
Подкасты-миллионеры
В мире признано 6 форматов подкастов-миллионеров:
Лайфстайл. Только ваш голос. Что происходило с вами в прошлом, обратный отсчет до события, дневник. Это полезно тем, у кого жизнь наполнена яркими событиями, и другие люди могут сказать «ого!». Так, моя девочка стала вести подкаст «Выйти замуж за 3 месяца». Она завела аккаунт в «Тиндере», стала записывать аудио со свиданий. После стала знакомиться в гостях, на мероприятиях. В итоге замуж вышла, но через полгода. Можно создать «Похудею на 20 килограмм» и описывать процесс и ощущения. Берите с собой микрофон везде, подключайте и записывайте беседы с другом, когда обсуждаете что-то или моете кому-то кости, потому что люди любят подслушивать и живые разговоры. Умные мысли – своеобразное «итого», подборка способов, лайфхаков, например «6 типов плохого отеля».
Авторский тематический подкаст. Крутая штука, когда вы хотите получить монетизацию, если ваша работа связана с консультациями – когда вам платят за ответы на вопросы или интересующую тему. Подкасты слушают интеллектуальные люди, потому что лайкать попы просто, а найти интересный и важный подкаст сложнее. Вы получите умную и обеспеченную аудиторию, готовую вас слушать и платить вам за ваши знания. Экспертный подкаст делать просто. Например, коуч по отношениям рассказывает историю конкретных людей, а потом дает ответ-совет, как поступать и что делать. Это ваша сфера компетенций.
Интервью. Самый популярный формат, когда один человек задает вопросы другому. Тут две истории – экспертное интервью и «интервью блондинки». Я веду экспертный подкаст-интервью с людьми, связанными с оружием. Обожаю. Большинству людей это не интересно, но люди «в теме» буквально «развесили уши». И много монетизации, когда на мою аудиторию приходят коммерческие гости, меня приглашают за деньги на мероприятия и так далее.
«Интервью блондинки» — это когда вы приходите к человеку и говорите, что вы будете брать у него интервью, но вы в его теме совсем ничего не понимаете. Это хорошо, когда надо просто о сложном. Человек сразу расслабляется и начинает говорить по-человечески, «разжевывать» сложную тему для простых людей.
Ток-шоу. Двое, трое или четверо, кто ведет подкаст. Не больше. Пятый голос — это уже какофония.
Двое ведущих — чаще всего разговор антагонистов: один мясоед, второй за вегетарианство. Противоположные мнения всегда интересны, они будут дослушиваться до корки. В топ подкаст вытягивается, если его прослушали до 65%.
Три голоса — треугольник Гегеля (за, против, золотая середина). Можно поржать, высказать разные точки зрения.
Четверо — это группа Beatles, 4 разных персонажа. Как «Секс в большом городе», абсолютно разные девочки. Но не надо делать группу «АББА» -- 2 мальчика, 2 девочки. Обсуждайте что угодно, главное — отыгрывайте свой образ, например «умняшка», «секси», «глупышка» и «скромница». Не должно быть разрыва образа, когда «глупышка» вдруг складно выдала про квантовую физику.
Радиопрограмма. Это достаточно легкая история, законченный цикл на какую-то тему. Например, как построить дом. Что угодно. Цикл. Сложность в техническом исполнении – звук, включение, интервью и т.д. Сериал. Один из любимых моих форматов. Тем, кто сочиняет хорошие истории. Пишите дома в микрофон, наговаривайте истории. Есть вертикальный сериал, где каждая история сама по себе, все может быть связано только общей темой. Есть горизонтальный, как «Игра престолов». Записываете истории, потом переходите на платный портал, где за доступ к контенту надо платить, например, 100 рублей в месяц за доступ. Люди, которые классно придумывают, могут на этом заработать. В Советском Союзе не было возможности написать и напечатать книгу, если ты не член Союза писателей. Стать таким членом можно, если ты опубликовал книгу. Круг замкнулся. С подкастами есть возможность рассказать о чем угодно, придумать что угодно.
Как записывать?
– Пишите тем, что есть под рукой. Смартфон всегда под рукой, хоть под диктофон. Добивайте отбивки, добавляйте музыку (любую, она не является нарушением авторских прав). Не советую использовать другой текст, тут можно как раз налететь на недовольство автора. Если нужно прочесть чужой контент, делайте ссылки на автора. Важно создать место для записи — оно должно быть замкнутое, но не перед стеной. Можно поставить перед собой стул с накинутым старым пальто. «Смысловые галлюцинации» записывали во время локдауна свой альбом в шкаф, ставили туда микрофон и записывали. Звук таким образом получается очень хороший. Обложка с названием подкаста — попросите друга нарисовать или сделайте сами в приложении. «Красивый человек любой, если от него не шарахаются» — можете на обложку поставить свое лицо. Но лучше картинку. Читатель пойдет на то, что цепляет и бросается в глаза. В описание добавьте контакты, чтобы люди могли вас найти.
Хотите роста — ведите соцсети
– Если хотите молниеносного роста — привлекайте соцсети. Фейсбук — «соцсеть для импотентов», хорошо для тех, кто на вас уже подписан, с кем можно поговорить. Если человек вас не знает, то развернитесь к нему в инстаграме. Пишите небольшие интересные посты, которые заинтересуют чужих людей. Пишите о себе, позиционируйте себя, кто ты и что от тебя можно получить. Не пишите «Бегущая по волнам» – это для своих. Тикток — это огромная аудитория: «развлекаловка» и экспертность. Нас интересует именно экспертность, где вы можете себя монетизировать. Это делают взрослые адекватные люди и получают огромную обратную связь и монетизацию. Контент сделать просто — «90 вопросов, в которых я разбираюсь». Ответили, записали видео от 15 до 60 секунд — вот вам контент на 3 месяца. Вы просто даете людям ответы на вопросы, а аудитория бешено растет. Такие вещи позволяют достать качественную аудиторию для подкаста.
Подкасты — это перспектива. Пока что мы можем бесплатно занять любую нишу и реализовывать себя. Надо успевать это и использовать по полной. Инстаграм, YouTube — те, кто успел поймать волну, уже снимают сливки. Подкасты пока ждут вас и ваших идей.
Досье
Екатерина Седова — креативный и исполнительный директор Федеральной школы радио, теле- и радиожурналист («Первый канал», «Россия», «ТВ Центр», «РЕН ТВ», NHK, «Бизнес ФМ», «РСН», «Маяк»), создатель рекламного агентства «Медиа Про», специалист по рекламе, пиару и политтехнологиям, эксперт по экстремизму, стрелок IPSC и FTCS. Обучает созданию уникального контента для подкастов и собственных онлайн-радиостанций, а также технологиям пиара.