Персона
“Каждый врач в душе мечтает остаться безработным”. Сергей Агапкин — о медицине, диетах и рационе бурлаков
Красноярск Сергей Николаевич приехал с лекцией о здоровье, попутно рассказав о диетах и исторических фактах, связанных с едой.
Сергей Агапкин известен в двух ипостасях. Ещё в советское время он начинал заниматься йогой и сейчас считается самым авторитетным русскоязычным экспертом в этой сфере. Также Агапкин часто появляется на федеральных телеканалах, а его программы “Формула еды” и “О самом главном” имеют большую популярность.
В Красноярск Сергей Николаевич приехал с лекцией о здоровье, попутно рассказав о диетах и исторических фактах, связанных с едой. Девизом всего выступления стала фраза “Ваше здоровье в ваших руках”.
Пациент в процессе
— Кто впервые озвучил лозунг “Ваше здоровье в ваших руках”? Это не Гиппократ, не Авиценна и не Парацельс, как принято считать. Впервые такой тезис выдвинул первый советский нарком здравоохранения Николай Семашко, который в своём труде о медицинской гигиене написал: “Охрана здоровья трудящихся — дело рук самих трудящихся”. Тем самым он предвосхитил на 50—60 лет появление персонализированной медицины. Сейчас она активно внедряется в нашу жизнь.
Раньше было так: пациент пришёл к врачу, тот выписал ему лекарство и ничего не объяснил. Современная медицина всё больше отдаляется от этой системы. Почему? Однажды учёные провели исследование: брали людей, давали им таблетки от давления, при этом ничего не объясняя, и постоянно следили за анализами. Выяснилось, что люди, которые внимательно слушали врачей и реально страдали проблемами с давлением, пропустили половину приёмов. Вроде курс пропит, а потом смотрят: “Ой, а что так много таблеток осталось?” При этом была ещё одна группа пациентов, которым давали лекарства и объясняли, как они действуют. В итоге эффективность приёма выросла до 75 процентов. В тот момент стало понятно, что без участия пациента никакие таблетки, даже самые дорогие и хорошие, не помогут.
Об этом в своё время говорил Авиценна: “Есть болезнь, больной и врач. Когда двое объединяются, третий всегда проигрывает”. Поэтому сейчас медицина уходит от модели, когда авторитетный доктор говорит своё мнение и оно не обсуждается. Главное — вовлечь пациента в процесс излечения, чтобы он был понятен.
Не решить, а притормозить
— Согласно статистике, на первом месте по смертности в мире стоят сердечно-сосудистые заболевания, потом онкология и нарушения обмена веществ — как, например, диабет второго типа. При этом большую часть факторов человек может нейтрализовать, если захочет. Например, отказаться от курения или алкоголя.
Многие считают, что нашим организмом рулит генетика, но она определяет лишь треть всех процессов. Окружающие условия не менее важны. Вот, допустим, есть жеребёнок, которого содержат в ужасных условиях, не дают еды, воды и часто бьют. Он вырастет дохликом, который мало на что способен. А его взяли и выставили на скачки. Тут в дело вступает наука: лошадке назначают инъекции, дают таблетки, чтобы она пробежала хотя бы один круг и при этом не издохла. Этот пример, кстати, ярко отражает принцип работы медицины: часто она не решает проблему, но может хотя бы немного притормозить её распространение.
Каждый врач в душе мечтает остаться безработным. Тот случай, когда в голове проскакивает мысль: “Эх, было бы хорошо, если бы люди выполняли все рекомендации и не ходили ко мне со своими болячками”. Правда, встаёт философский вопрос о зарплате. Но, думаю, всё к этому придёт — не сейчас, так в далёком будущем.
Движение — жизнь
— Несколько лет назад я писал статью о диетотерапии, для чего изучал многие исторические источники. И обнаружил, что мы заблуждаемся в ряде вещей. Например, есть мнение, что раньше люди ели мало и жили впроголодь. Но есть исторические документы с описанием рациона, которые опровергают это утверждение.
Вот, например, в дореволюционное время были волжские бурлаки, которые таскали баржи. На картинах того времени мы видим худых измождённых ребят и сразу задаёмся вопросом: нормально ли они питаются? Я нашёл данные по закупкам продуктов и подсчитал, что примерно на одного человека приходилось по 5 300 килокалорий в день! И это притом что сейчас максимум — 3 000 килокалорий. Я посоветовался с профессиональными диетологами на предмет ошибок, а они сказали, что их данные совпадают с моими. Но ведь современный человек превратится в шар, если будет столько есть! Рацион почтмейстера в XVIII веке составлял 3 700 килокалорий без учёта перекусов. Солдатская пайка до Первой мировой войны — 3 800. Возникает вопрос: почему они все худые? На него есть два ответа.
Первый ответ имеет в себе религиозные корни. Как мы знаем, традиции того времени предусматривали разгрузочные дни в виде постов. Иногда их количество доходило до шести месяцев в году. При этом не всегда это было полным воздержанием: когда рыбу можно, когда молоко — вариантов масса. В исламе регламентируется время приёма пищи, и бывает такое, что человек не ест по 18 часов в сутки и живёт так полтора месяца. В Советском Союзе практиковались диетические столы и лечебное голодание, которые остались до сих пор как элемент санаторно-курортного лечения.
Сейчас тоже распространены всякие тактики: не есть после шести, отказаться от определённых продуктов... Могу сразу сказать: все диеты плюс-минус одинаковы. Главная мысль в следующем: не нужно стремиться к сложному варианту, стоит подстраиваться под себя.
Второй ответ заключается в том, что современный человек крайне мало двигается. Вот возьмём того же бурлака. Утром он проснулся не дома в постели, а в шалаше на берегу реки. У него нет холодильника и электрочайника, но есть топор и бревно — нужно наколоть дрова. Затем надо приготовить еду, заварить чай и только потом уже приступать к приёму пищи. До вечера он тянет баржу, а потом его ждёт ужин, который ещё нужно сделать. И так круглый год. Современный же человек, если верить статистике, потерял в объёме бытового движения до 80 процентов. Мы за 15—20 минут можем добраться с одного конца города на другой, практически не пошевелившись. Подошли к высокому зданию и поднялись на десятый этаж на лифте. И таких примеров много.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует увеличить нагрузку, чтобы человек не умер из-за нехватки движения. Раньше предполагалось уделять по 150 минут средней активности в неделю, а сейчас эксперты рекомендуют уже по 200. Причём всю нагрузку можно выполнять за раз, а можно распределить по всей неделе — разницы нет. Вам, красноярцам, в этом плане повезло: вышли на Столбы, ломанулись вперёд по дороге, прошли половину рекомендованной нагрузки, а потом развернулись и обратно. И это ради того, чтобы не умереть раньше других, то есть не заработать большой бонус, а хотя бы не уйти в минус. Также ВОЗ советует делать две силовые тренировки в неделю, когда нужно заниматься с утяжелением. Но можно их делать и со своим весом — например, те же приседания или отжимания. Тогда будет толк.