Новости
Финиш накануне старта
Отношение к данному факту было далеко не однозначным — многие депутаты боялись того, что профессиональный уровень горсовета тут же снизится. Однако и до вступления в силу этого положения большинство красноярских избранников сочетали парламентскую деятельность с производственной или творческой. И вполне с этим справлялись.
Врачи, учителя, работники коммунальной сферы, представители бизнеса, журналисты и деятели культуры… честно говоря, людей, называющих себя профессиональными политиками, в горсовете созыва 2004—2008-го практически и не было. Депутат городского Совета — это действительно призвание. И профессионализм самой близкой к народу власти проявляется не только в умении хорошо разбираться в законодательстве, в понимании основ бюджетного процесса, но и в знании основных проблем города, в чуткости, если хотите, отзывчивости и даже душевности.
Впрочем, свое умение мыслить по-государственному, работать с документами и разбираться в проблемах депутаты последнего созыва доказывали неоднократно. К чести нашего горсовета, большинство сложных вопросов удавалось решить до начала итоговых слушаний: в жарких дебатах на комиссиях и в рабочих группах. На сессию же выносились, как правило, уже взвешенные решения.
— Я очень благодарен всем моим коллегам по горсовету за высокий профессионализм, проявленный в работе над проблемами города, за их умение вести себя корректно и готовность не кричать о проблемах, а работать над ними, — говорит председатель городского Совета Владимир Чащин. — Нам пришлось решить много серьезных задач, которые требуют высокой политической грамотности и ответственности, и члены Красноярского парламента справились с ними. Так, депутатами последнего созыва были приняты изменения в Устав города — серьезнейший документ, имеющий огромное значение. Это была большая работа: в предложенный администрацией проект рабочая группа горсовета внесла несколько десятков поправок! И практически все они были приняты.
Не меньшего профессионализма потребовала от депутатов и принятие решения “О бюджетном процессе в городе Красноярске”. Проект более полугода обсуждался на комиссиях городского парламента. Огромное значение имеет для города и принятое депутатами созыва 2004—2008-го решение “О Контрольно-счетной палате города Красноярска”. Оно позволило создать в городе новую структуру, которая следит за исполнением бюджета, а также контролирует сферу управления и распоряжения городской собственностью.
— О дефиците контроля за исполнительной властью сказано и написано много, — отмечал в своем выступлении еще в 2005 году депутат Сергей Маслов. — И в существующих условиях создание независимого контрольного органа в городе весьма актуально.
— Рабочая группа депутатов горсовета довольно долго занималась подготовкой данного проекта решения, изучала опыт других городов, который доказал экономическую эффективность такой деятельности, — высказывался уже после принятия решения о создании контрольно-счетной палаты депутат Анатолий Матюшенко. — Вариант, представленный на сессии, стал результатом кропотливого труда.
Наконец отметим, что депутаты горсовета приняли активное участие в подготовке долгосрочных стратегических документов. Так, в марте 2005 года была утверждена программа социально-экономического развития Красноярска до 2010-го. В ней была четко прорисована перспектива дальнейшего развития мегаполиса, дана оценка рисков. И, как показала практика, депутаты, определявшие вместе с администрацией основные приоритеты, не ошиблись: ряд целей и задач данной программы удалось осуществить досрочно.
Данный опыт помог при подготовке других стратегических документов, в частности Программы развития города до 2017 года, которые были приняты Красноярским городским Советом.
Обращение к Федерации
С тем, что закон, — это своего рода Библия для всех представителей власти, никто спорить не станет. Однако стоит признать, что качество федеральных правовых актов в нашем государстве не всегда адекватно состоянию российского общества. И ярче всего эти несоответствия проявляются на местах, о чем свидетельствует практика работы городского Совета 2004—2008-го.
Одной из самых больных тем прошедшего сезона стало исполнение Федерального закона © 131-ФЗ, согласно которому город должен был избавиться от значительной части недвижимого имущества. В красноярской казне должны были остаться только те здания и помещения, которые используются для осуществления функций местного самоуправления, то есть в основном для нужд образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Отметим, что в ходе реализации закона город должен был лишиться всех резервных площадей. Кроме того, могли пострадать предприниматели, которые вложились в ремонт арендуемых муниципальных помещений, уложили перед входом брусчатку, однако не имели средств на участие в торгах. Эти факты и стали причиной проведения депутатских слушаний, а также обращения к депутатам Государственной думы РФ от Красноярского края с просьбой инициировать внесение изменений в федеральные законы. Еще одно письмо было адресовано Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову.
Сегодня можно уже с гордостью сказать о том, что мнение депутатов местного парламента было услышано в федеральном центре. Еще в прошлом году Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, дающий преференции добросовестным арендаторам. Кроме того, появился документ, позволяющий муниципалитету формировать фонд содействия предпринимательству и не выставлять на торги арендуемые помещения.
— Обращения о пересмотре порядка приватизации муниципального имущества — не единственный пример работы городского Совета с федеральными и краевыми структурами, — признается депутат Владимир Бауэр. — Мы подготовили и отправили письма, касающиеся формирования платы за услуги ЖКХ, защиты нравственных ценностей, а также других сфер жизни красноярцев. И многие из наших предложений были приняты и одобрены органами государственной власти.
Дела коммунальные
Как мы уже отмечали выше, представителям самой близкой к народу власти приходится не только принимать глобальные решения, но и справляться с ежедневными неотложными задачами. А что в городе может быть более будничным и в то же время более неотложным, чем проблемы коммунального характера?
Конечно же, решить за каких-то четыре года все вопросы, вызванные хроническим многолетним недофинансированием отрасли, наверное, просто нереально. Однако, несмотря ни на что, сделать удалось немало. И при каждой корректировке бюджета депутаты в обязательном порядке направляли средства на коммунальные нужды. Так, в сентябре 2006 года была восстановлена программа развития лифтового хозяйства, дополнительные средства получили коммунальные организации на продолжение работ по благоустройству, уборке мусора, ликвидации несанкционированных свалок. И это результат заседания только одной сессии городского парламента!
— Процессы реформирования жилищно-коммунальной отрасли затрагивают каждого жителя, и поэтому депутаты следят за всеми событиями в данной сфере, проводят свой мониторинг состояния жилого фонда и качества услуг, — говорит председатель комиссии по городскому хозяйству и экологии Сергей Литовчик. — Мы всегда отстаивали программы, направленные на улучшение положения дел в отрасли, находили средства на озеленение, благоустройство городских улиц и дворов, активно занимались наведением порядка в общежитиях и другими проблемами.
К слову, коммунальные проблемы часто всплывали на сессиях городского парламента и во время обсуждения других вопросов.
— Я хотел бы заметить, что департамент городского хозяйства реагирует на мои реплики, — сказал в ходе принятия программы “Обеспечение беспрепятственного передвижения инвалидов” депутат Александр Брянцев. — При ремонте дорог устанавливаются удобные съезды для колясочников, общественные здания оборудуются пандусами, появляются светофоры со встроенными звуковыми сигналами. Однако у нас в городе остается еще немало проблем, которые необходимо решать просто в срочном порядке.
Конечно же, одной из самых больных тем для депутатов созыва 2004—2008-го был вопрос формирования платы за услуги ЖКХ. Точку в тяжелых спорах поставила Федерация, принят закон, устанавливающий предельный индекс роста квартплаты для нашего региона. В то же время депутаты активно поддерживали все программы, направленные на социальную защиту населения от высоких трат на жилищно-коммунальные услуги.
Векторы и точки
Честно говоря, для того чтобы перечислить все важные для города решения, принятые депутатами созыва 2004—2008 годов, потребуется действительно очень много места. Ведь, что ни говори, а народным избранникам удалось внести свои корректива практически во все сферы жизни большого города. Поэтому пробежимся пунктиром лишь по некоторым основным моментам.
Итак, за прошедшие четыре года была решена судьба поселка Песчанка (он вошел в территорию Красноярска) и установлена граница краевого центра. В то же время в рамках решения проблемы доступности нового жилья была принята городская ипотечная программа “Молодой красноярской семье — доступное жилье”. Ей предусматривается осуществление беспроцентного софинансирования за счет средств бюджета Красноярска льготных жилищных кредитов, получаемых молодыми красноярскими семьями. А по инициативе депутата городского Совета доктора медицинских наук Георгия Манашева стартовала программа “Профилактика стоматологических заболеваний у детей”. Чуть раньше согласно решению горсовета площадь имени 350-летия города Красноярска получила новое название — Театральная.
Особая тема — празднование 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Оно ознаменовалось не только торжественными и трогательными мероприятиями, чествованиями героев и поздравлениями. В рамках этого события была реализована программа по улучшению жилищных условий ветеранов, решению вопросов зубопротезирования, компенсации оплаты за телефон и проезд в общественном транспорте.
Народные избранники созыва 2004—2008-го оставили своим преемникам довольно впечатляющее наследство. Так, при участии депутата Михаила Яшина была разработана целевая программа “Поддержка институтов развития гражданственности и патриотизма молодежи города Красноярска”. Ее реализация позволит подрастающему поколению найти свое место в нашем обществе, понять свою роль в истории родного города. Программа эта уникальна — подобных примеров еще не было в истории России.
В том же, что депутаты, работающие на округах, всегда заботились о своих избирателях, убеждает огромный список добрых дел. Каждому приходится ежедневно решать массу вопросов горожан, подключая все свое влияние. Елена Пензина встала на защиту работников бюджетной сферы, пострадавших от деятельности строительной фирмы “Арматек”. Участие Татьяны Казановой помогло решить проблему библиотеки имени Паустовского. Владимир Чащин сумел добиться строительства на месте заброшенного пустыря сквера Одесский. Владимир Бауэр реализовал наказ жителей округа по реконструкции улицы Мичурина с устройством ливневой канализации и канализационной насосной станции в районе кинотеатра “Металлург”…
Уже совсем скоро, 2 марта, мы будем выбирать новых депутатов, которым вручим судьбу Красноярска. Как они распорядятся нашим доверием? Стоит ли гадать? Через четыре года посмотрим!