Новости
Юбилей за дирижерским пультом
Большому музыканту и хорошему человеку Михаилу Бенюмову 5 марта исполняется 60 лет. Но маэстро юбилейный вечер проведет не за праздничным столом, а в концертном зале Дома просвещения. Михаил Иосифович займет место у дирижерского пульта.
Михаил Бенюмов родился в Киеве в 1948 году. Корни музыкальной династии Бенюмовых уходят в прошлое. Дед Михаила Иосифовича до гражданской войны учился игре на скрипке и впоследствии стал военным музыкантом. Именно он — его первый учитель. Двоюродный брат отца художественного руководителя камерного оркестра был скрипачом, одним из ведущих солистов Новосибирского симфонического оркестра.
Сам Михаил Бенюмов учился у Григория Ямпольского. С 14 лет — в Москве, его педагоги — известные музыканты М. Гарлицкий, М. Блок, М. Фихтенгольц, Р. Дубинский. Окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных и аспирантуру. Работал в Киргизии. В 1979 году приехал в Красноярск, с 1982-го заведует кафедрой струнных инструментов Красноярской академии музыки и театра. Многие его ученики стали лауреатами международных конкурсов (“Надежда” 2001, 2004, “Скрипка Севера”, Новосибирского международного конкурса, Международного конкурса юных музыкантов в Лониго (Италия, 2003), всероссийских конкурсов, открытых конкурсов скрипачей, а также региональных и краевых конкурсов.
Дома его тоже окружают музыканты. Жена Лариса Маркосьян — пианистка, заслуженная артистка России. Младшая дочь Римма — его ученица, молодая талантливая скрипачка, лауреат и победитель многочисленных конкурсов, гордость Красноярска.
На вопрос, легко ли жить в семье, где все музыканты, творческие личности, Михаил Иосифович говорит, что главное в семье понимание:
— Не был бы я музыкантом, меня, наверное, очень возмущал бы тот факт, что моя жена до часу ночи готовится к концерту. Сейчас у нас растет дочь, и мы мечтаем, чтобы она больше занималась. Хотя я вообще-то ненавижу, когда рядом кто-то постоянно играет на скрипке. В какой-то момент у меня наступает музыкальное пресыщение: с утра я занимаюсь со студентами в академии, потом репетиции в оркестре, дома снова музыка — отшлифовывают свое мастерство жена и дочь. Можно с ума сойти. Это настоящее музыкальное обжорство. Если бы не понимание, что без этого профессионал существовать не может, то вряд ли я вытерпел бы многочасовое домашнее музыцирование.
Любимое детище семьи Бенюмовых — Красноярский камерный оркестр. Идея его создания принадлежит Михаилу Иосифовичу. Профессор Бенюмов и Лариса Маркосьян решили объединить лучших выпускников института искусств в муниципальный коллектив. Так, в мае 1993 года был создан Красноярский камерный оркестр. Художественным руководителем стал Михаил Бенюмов. Лариса Маркосьян выступает в качестве солистки оркестра. Индивидуальный творческий почерк, разнообразный обширный репертуар, ансамблевая сыгранность присущи этому именитому коллективу.
Камерный оркестр стал участником нескольких международных проектов на красноярской земле. На II Международном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 1994 году коллектив впервые выступил под руководством выдающегося итальянского дирижера Пьеро Беллуджи.
Начиная с 1998 года, оркестр успешно сотрудничает с Немецким культурным центром имени Гете, с 2001 года — с солистами и дирижером Штуттгартской Бах-Академии. Чтобы поработать с оркестром, в наш город приезжали такие мировые величины, как Штефан Вайлер, Эльзбет Мозер, Владимир Тонха, Томас Кули, Андреа Песталоцца, Игорь Фролов.
Оркестр не только принимал гостей, но и участвовал в многочисленных знаковых для музыкального мира фестивалях. Не раз бывал на гастролях в Италии, Германии, Испании. Это не просто география поездок, это свидетельство того, что за годы своего существования оркестр вырос в профессиональном отношении и сегодня является визитной карточкой нашего города. Благодаря камерному оркестру и другим творческим коллективам города, Красноярск сегодня трудно назвать музыкальной периферией. Периферия — состояние сытой самодостаточности, уверен маэстро. А это равносильно творческой смерти. Искусство не может находиться в состоянии покоя. Нужно постоянно двигаться, общаться, чему-то учиться у других.