Новости
Шаг в большую жизнь
Школа, которую мы выбираем
В гимназии © 13 четыре десятых класса. Только деление старшеклассников на классы по большому счету формальное. Ведь встречаются одноклассники в одной аудитории редко. Исключение, наверное, составляют классные часы, где ребята со своим классным наставником обсуждают насущные вопросы. Дело в том, что с этого года гимназия © 13 приступила к большому эксперименту — каждый из ста семи десятиклассников этой школы имеет индивидуальный план обучения.
Директор школы Людмила Юдина, которая и стала инициатором обучения по индивидуальным учебным планам, говорит, что закодированное расписание, которое составлено не совсем традиционным способом — по классам, а для каждого ученика отдельно, дети сегодня уже как орехи щелкают. Меня же множество разноцветных квадратиков, условных обозначений привели в полное замешательство: базовые, профильные предметы, консультации, элективные курсы… Причем количество часов по базовым и профильным курсам дети выбирают сами. Как учителям удалось составить учебный план на сто человек, чтобы дети были максимально загружены в течение всего учебного времени, для меня так и осталось загадкой. Но педагоги гимназии убеждают меня: глаза боятся да руки делают. Конечно, потрудиться пришлось немало, но расписание уроков — это не самое сложное. Труднее всего было подготовить всех участников процесса профильного обучения — детей, учителей и родителей — к эксперименту.
— Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение, — говорит Людмила Юдина, — сегодня не тема для обсуждения, а реальность нашего времени. Система профильного обучения тесно связано c профориентацией и тенденциями развития рынка труда. Главнейшей профессиональной задачей учителя профильных классов является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся. Главный итог работы профильной школы в том, чтобы старшеклассник овладел навыками самостоятельного конструирования личной траектории своего развития на основе соотнесения своих способностей и потребностей.
Профильное обучение призвано дать учащимся общее образование и углубленную подготовку по определенным предметам для получения в дальнейшем соответствующего профессионального образования. В учебные планы вводятся базовые общеобразовательные, профильные, элективные курсы. Базовый курс нацелен на знания по предмету согласно государственному стандарту. Профильный курс обеспечивает углубленное изучение по предмету. Элективный курс — это курс по выбору. Его назначение: дополнение содержания профильного курса; развитие содержания одного из базисных курсов; удовлетворение познавательных интересов школьников. В гимназии © 13 на выбор для старшеклассников представлено более тридцати элективных курсов. Например, для желающих дополнить содержания профильного обучения существуют такие курсы, как “Лингвострановедческий спецкурс”, “Введение в политологию”, “Химия и пища”, “Фундаментальные эксперименты в физической науке” и т. д.
Традиционно профили делятся на гуманитарный; филологический, социально-экономический, естественно-научный, физико-математический и информационно-технологический. Именно с таких жестких профилей, когда старшеклассники распределялись на специализированные классы, начинали восемь лет назад в гимназии © 13.
В этом году в школе решили отойти от старой системы, преподавательский состав поставил для себя более высокую планку — гимназия перешла на обучение на старшей ступени по индивидуальным учебным планам. Это потребовало серьезных изменений в педагогической системе. Во-первых, особое внимание теперь в школе уделяют предпрофильной подготовке в восьмых — девятых классах. Выбрать свое место в жизни, определиться с будущей профессией в четырнадцать лет непросто. Поэтому ребята проходят различные тестирования, тренинги, с ними работают педагоги, психологи.
Не менее серьезная работа была проведена и с преподавателями.
—У нас очень крепкий, мобильный учительский состав, можно сказать золотой кадровый резерв, — говорит Людмила Петровна. — Наши учителя постоянно учатся, повышают свою квалификацию. Тем не менее педколлективу пришлось пройти курсовую переподготовку, прочитать колоссальное количество литературы.
— Конечно, пока новая система не совершенна, — включается в разговор заместитель директора Ольга Заболотских. — Например, мы так и не смогли избежать окон в расписании. Но оказалось, что эта проблема существует не только у нас. Она есть везде, где идет работа по индивидуальным планам. Поэтому предварительно проводились беседы с учениками о том, как с пользой использовать окно. Были созданы зоны занятости ребят в свободный час. Выбор довольно обширен. Ребенок, дожидаясь следующего занятия, может самостоятельно изучать литературу в библиотеке, посетить тренажерный зал или фитнес-студию, пойти в компьютерный зал, медиа-класс или на элективные курсы, заняться самоподготовкой, получить индивидуальную консультацию или, наконец, пообедать в столовой.
Сами старшеклассники одобряют нововведение. У них теперь есть возможность выбора. Дети сегодня весьма продуманные и просчитывают свое будущее заранее. Некоторые из них уже в девятом классе определяются с будущей профессией и даже вузом. И очевидно, что для тех, кто решил стать, к примеру, переводчиком, намного полезнее иметь в своем багаже как можно больше уроков иностранного языка, а не физики или математики.