Новости
Техноизюминка “Зебры”
В новые стены — только с новыми идеями. Так решили сотрудники молодежного центра Свердловского района “Зебра” и после окончания капитального ремонта их здания пообещали принципиально изменить направление своей деятельности. Отделка внутренних помещений уже находится в завершающейся стадии, к концу года будет закончен и фасад. В течение восьми лет существования центра он был настоящим островком культурно-досуговой жизни сотен подростков: туристический клуб, театральная и музыкальная студии, клуб исторической реконструкции, Трудовой отряд главы города — вот неполный список проектов “Зебры”. “Но теперь нам очень хочется отличаться от других городских молодежных клубов”, — говорит Гузяль Пичугина, заместитель директора молодежного центра. Проанализировав самые интересные и актуальные направления городской молодежной политики, в качество “изюминки” специалисты центра выбрали научно-техническое творчество. Тем более фундамент для его развития у “Зебры” уже есть — не первый год в нем существует лаборатория технического творчества молодежи, по-другому — клуб авиамоделирования.
Результаты работы преподавателей и подростков говорят сами за себя: почетные грамоты, призовые места на соревнованиях Сибири, России, премия президента по научно-техническому творчеству… Тем не менее сказать, что школьники охотно идут заниматься авиамоделированием, нельзя. И при известной нехватке специалистов в рабочих профессиях сегодня это большое упущение.
— К нам приходит довольно много подростков — больше ста человек ежегодно. Школьники пробуют себя, ищут, записываются сразу в несколько секций, студий, — рассказывает Николай Драгунов, руководитель лаборатории. — Но всерьез заниматься остаются только единицы. Ребята думают, что придут и в тот же день сделают самолет, который будет летать. А потом видят, что все не так просто — у нас нужно трудиться, изучать технологию, конструирование, работать руками. Многим становится неинтересно.
Зато те школьники, которые все же решают заняться авиамоделированием всерьез, “в дальнейшем вырастают в авиаконструкторов, идут по технической части. Для них это уже состояние души, ведь в первую очередь моделирование — это творчество, а уже потом — технологии”, — говорит Николай Николаевич. Кроме того, занятия в лаборатории могут дать и более важные, чем получение грамот, актуальные для школьников результаты. Например, благодаря призовому месту в выставке авиамоделей один из учеников Николая Драгунова вне конкурса поступил в аэрокосмическую академию.
Причем, по мнению представителей “Зебры”, для правобережья научно-техническое направление особенно актуально. Ведь это прежде всего рабочие районы, и в самом Свердловском районе сосредоточено много профессиональных технических учебных заведений.
Однако клубом авиаконструкторов развитие научно-технического творчества в городе не ограничится. Помимо традиционного моделирования планируется заниматься IТ-технологиями, работать с малыми архитектурными формами и многое другое. Причем организаторы надеются по возможности находить практическое применение разработкам молодых людей. Например, создавать двигающихся кукол для парков.
— Мы пока не готовы конкретно сказать, как будет все это выглядеть, — комментирует Гузяль Идрисовна. — Главное сейчас — это создать здесь, в “Зебре”, научное сообщество молодых, провести мониторинг, собрав все клубы города, узнать, кто что предлагает в интересующем нас направлении. А уже затем, возможно, будет соответствующий фестиваль, или семинары, мастер-классы, выездные школы, встречи с рационализаторами, дни науки и техники. И хочу подчеркнуть, что мы ждем предложения от самих молодых людей — от тех, кто раньше занимался в нашем центре, и тех, кто заинтересован в его качественном изменении.
Несмотря на то, что занятия в лаборатории авиамоделирования проводятся бесплатно, далеко не каждый школьник может позволить себе конструировать самолеты.
— Начинающим действительно почти ничего не надо затрачивать: клей, пенопласт мы им даем, — говорит Николай Николаевич. — Но уже на втором году обучения нужно купить моторчик, стоимостью две тысячи рублей. И так далее. С материалами сейчас, слава богу, проблем нет. Мы используем самые передовые композиты, работаем по тем же технологиям, что и “Формула-1”. Но вот шасси, мотор почти невозможно сделать самим. В среднем, на радиоуправляемую модель уходит год плодотворной серьезной работы и 50—60 тысяч рублей. Один двигатель стоит порядка 20 тысяч, еще больше — аппаратура.
И педагогам обидно, когда талантливый на их взгляд ребенок бросает занятия, потому что родители не могут оплачивать его увлечение. Теперь в развитие научно-технического направления планируются серьезные вложения. Помимо того, что двери всех студий, лабораторий, кружков, работающих при молодежных центрах, всегда открыты для подростков совершенно бесплатно, и серьезные затраты, подобные деталям для радиоуправляемых моделей, управление молодежной политики обещает взять на себя. Новый девиз этого направления: дорогу молодым и талантливым. Финансовое положение семьи в расчет не берется.