Новости
Счет - деньгам, контроль - бюджету
Эффективность расходования средств определяется конечным результатом
История российских органов государственного финансового контроля уходит далеко в прошлое. Еще в ХVII веке Указом Алексея Романова был учрежден специальный Приказ Счета Большой казны. Он стал прообразом современной Счетной палаты Российской Федерации. В современных российских городах создание таких палат началось только в начале нынешнего века. Так, в Красноярске контрольно-счетная палата появилась всего два года назад. Однако многие до сих пор не знают ее предназначения.
О том, что представляет собой данная структура, итогах ее деятельности и планах на текущий год мы беседуем с Юрием Лопатиным — председателем Контрольно-счетной палаты города Красноярска.
— Юрий Иннокентьевич, расскажите, пожалуйста, о задачах возглавляемой вами структуры.
— Основные задачи городской Контрольно-счетной палаты определены в Положении, утвержденном городским Советом депутатов. Это, в частности, контроль за формированием и исполнением городского бюджета, управлением муниципальной собственностью. Мы контролируем финансовую и имущественную сторону деятельности муниципальных предприятий и учреждений, администраторов бюджетных средств, а также всех частных организаций, так или иначе связанных с городским бюджетом и муниципальной собственностью. Не всех сразу, а по плану, который ежегодно утверждается городским Советом депутатов. В целом, создание палаты призвано повысить результативность использования бюджетных средств и муниципальной собственности.
— Что вы можете сказать о городском бюджете — о его размере и распределении средств?
— Во-первых, городской бюджет является социально ориентированным. Так, расходы на образование составляют почти треть бюджета; жилищно-коммунальное хозяйство — четверть; социальную политику — пятую часть, здравоохранение и спорт — порядка 10 процентов. Во-вторых, он значительно вырос за последние годы, и сегодня его размер — более двадцати миллиардов рублей. Конечно же, это существенно повышает возможности развития Красноярска. Однако реализация этих возможностей зависит от того, насколько эффективно организован бюджетный процесс.
— Сегодня идет много разговоров об эффективности бюджетного процесса. Что вы понимаете под этим?
— Я считаю, что эффективность бюджетного процесса характеризуется уровнем выполнения поставленных задач. Здесь необходимо учитывать два аспекта. С одной стороны — соответствие фактических расходов с плановыми. С другой — анализ результативности той или иной программы, проекта, мероприятия для горожан. Важно обращать внимание на изменения качества их жизни. Для этого следует изучать мнение различных групп городского сообщества, специалистов и экспертов.
— Одним из важных направлений работы счетной палаты в прошлом году стал анализ использования имущественного комплекса города. Каковы результаты?
— Как вы знаете, муниципальная собственность — один из важнейших источников доходной части бюджета. Сегодня в городе более восемнадцати миллионов квадратных метров муниципальных площадей общей стоимостью почти три триллиона рублей. Это основное достояние, один из ключевых резервов города, и надо очень бережно к нему относиться. Поэтому мы выбрали на 2007 год наряду с другими и этот приоритет.
Прежде всего, хочу отметить, что доходы от использования муниципального имущества увеличились за год более чем в два раза. Это, безусловно, можно отнести к достижениям органов городского самоуправления. В основном рост доходов связан с увеличением числа приватизированных объектов муниципального имущества и повышением их стоимости в результате проведения торгов.
Тем не менее по итогам проверок сделок продажи объектов муниципальной собственности и сдачи их в аренду выявилось немало нарушений.
К примеру, только задолженность по арендной плате за муниципальное имущество на первое января прошлого года составляла свыше одиннадцати миллионов рублей. Ряд объектов недвижимости не используется при имеющемся большом спросе предпринимателей на площади. Часть арендаторов ведут себя, прямо скажем, некорректно. В частности нарушают условия договоров аренды: получив от муниципалитета помещение, передают его в субаренду другой организации без согласия собственника, что является незаконным. В результате посредством муниципального имущества получают дополнительные доходы, которые могли бы поступать в городской бюджет.
При этом должен сказать, что у муниципалитета имеются рычаги воздействия на недобросовестных арендаторов. Это размер арендной платы за пользование нежилым фондом города. Ведь он ниже размера арендной платы, сложившегося на рынке Красноярска.
Эти проблемы счетная палата систематически выносит на обсуждение депутатов городского Совета. С учетом наших замечаний департаментом имущества разработаны специальные меры. Ситуация начинает постепенно изменяться к лучшему.
— Целесообразно ли распродавать муниципальную собственность? Не спешим ли мы?
— Необходимость отчуждения муниципальной собственности вызвана изменениями в российском законодательстве. Недавно введен в действие федеральный закон, по которому муниципальное имущество, не соответствующее полномочиям органов местного самоуправления, подлежит приватизации.
Но, по моему мнению, действительно не стоит торопиться расставаться с муниципальным имуществом. В связи с быстрым развитием страны перед местным самоуправлением все время возникают новые задачи. Может оказаться так: сегодня все распродали, а завтра потребуется строить новое. Не буду далеко ходить за примерами: так в свое время получилось с детскими садами. Сначала избавились от них, а сейчас перед городом стоит острая проблема дефицита мест в дошкольных учреждениях.
Мы считаем, что для повышения эффективности управления муниципальной собственностью надо вместе с утверждением бюджета города обязательно рассматривать программу приватизации. Это нужно для того, чтобы всем были ясны “правила игры”. А для прозрачности исполнения программы ввести в практику публичные отчеты. Уверен, что это повысит открытость и эффективность управления муниципальным имуществом.
— Нам известно, что еще одним приоритетом вашей деятельности в 2007 году являлся контроль за эффективностью расходования средств на закупку товаров и услуг для муниципальных нужд. Каковы результаты контроля в этом направлении?
— Муниципальный заказ прочно вошел в практику. Разработаны нормативные документы, в которых содержатся требования к участникам муниципального заказа. Постоянно проводятся конкурсы, аукционы, в которых может принять участие любая организация. В администрации города создан специальный орган — департамент муниципального заказа. В общем, система отстроена. Это, безусловно, плюсы. Но все же приходится констатировать, что требования российского законодательства при размещении муниципального заказа соблюдаются не в полной мере.
К примеру, в ходе контрольных мероприятий выяснилось, что к половине контрактов заключались дополнительные соглашения без достаточных обоснований.
Итоги проверок показали, что работа по устранению этих нарушений ведется. Надеюсь, что уже в этом году удастся избежать подобных фактов.
— Какие еще можете привести примеры нарушений в расходовании средств бюджета?
— К сожалению, такие случаи встречаются нередко. Часто средства выделены на одно, а расходуются на другое. Например, за счет средств, выделенных на ремонт дороги на улице Комбайностроителей, были отремонтированы и другие объекты. Вроде бы дело хорошее. Но, во-первых, на эти объекты предусмотрена совсем другая статья расходования средств. Во-вторых, такое рассредоточение денег явно не ведет к качеству ни ремонта дорог, ни ремонта других объектов.
Имеют место нарушения законодательства, регулирующего трудовые отношения. Так, руководители предприятия “Красноярскгорпроект” производили начисление надбавок к должностным окладам некоторых работников в нарушение существующей системы оплаты труда. Это кратковременное улучшение в оплате труда является как незаконным, так и нестабильным.
Выявление подобного рода фактов позволяет навести порядок в учете денежных средств и достичь справедливости в их распределении.
— Работает ли контрольно-счетная палата по предупреждению коррупции?
— Конечно. Уже самим фактом создания счетной палаты, по сути, введен независимый финансовый контроль. Но счетная палата — не карательный орган. Мы выявляем нарушения, а их правовая квалификация окончательно осуществляется правоохранительными органами. По результатам проверок контрольно-счетная палата вносит различные предложения, в том числе и по внесению изменений в действующие правовые акты города. Эти меры направлены на предупреждение нарушений, а значит, и предотвращение коррупции.
— Как реагируют организации на ваши выводы?
— Мы регулярно направляем материалы об итогах проверок в городской Совет депутатов. По результатам наиболее важных контрольных мероприятий готовим аналитические записки и предложения главе города.
Надо сказать, что администрация города достаточно принципиально реагирует на все наши предложения, вплоть до принятия кадровых решений.
Все наши предложения по повышению эффективности работы муниципальных организаций можно разделить на две группы.
Первая — направлена на установление порядка в учете доходов и расходов, учете имущества. Вторая группа предложений связана с необходимостью улучшения планирования работы муниципальных предприятий, учреждений и органов администрации города. Для этого требуется длительная кропотливая работа.
— Общественно-политическая ситуация в нашей стране изменяется быстрыми темпами, возникают новые задачи. Как учитывает эти перемены контрольно-счетная палата?
— Планируя свою деятельность на этот год, мы, конечно же, учитываем программные документы федерального, краевого и местного значения. Как вы знаете, в выступлении президента страны Владимира Путина на Госсовете были поставлены масштабные задачи развития. В связи с этим стоит вопрос о модернизации деятельности органов управления. Начат переход на управление по результатам. Нам тоже надо идти в ногу со временем.
Наша задача сегодня — внедрить современные методы контроля и посредством их способствовать повышению открытости и эффективности деятельности муниципалитета.
— Сегодня у вас день рождения. Искренне поздравляем с замечательным юбилеем! Желаем успехов в профессиональной деятельности и общественной работе. Шестьдесят прожитых лет — это много или мало для осуществления всех замыслов, планов?
— Спасибо за поздравление. Считаю, что мне многое удалось за прошедшие годы. У меня прекрасная семья, много друзей, интересная работа. А главное — есть силы и желание для того, чтобы ставить и выполнять новые задачи.