Новости

Светить всегда. Светить везде.

Светить всегда. Светить везде.

город зажигает свои фонари за 2 минуты простым нажатием кнопки

Каждый вечер в нашем городе зажигаются фонари. В определенное время в диспетчерскую заходит человек, нажимает несколько кнопок — и город готов к ночи. Утром из той же самой комнаты фонари отключаются. Бывает, что кое-где свет не зажигается. Тогда на место выезжает команда, меняет лампы и испорченные провода — и снова городу не грозит пропасть во тьме.

Это не очередная история о “Дозорах”, и совсем не фантастика. Это будни предприятия, которое обеспечивает уличное освещение нашего города — Красноярсгорсвет. 4 марта ему исполнится 50 лет. Воспоминания людей, работавших там почти со дня основания, сейчас воспринимаются как преданья глубокой старины.

Сейчас уже кажется естественным, что весь город зажигает свои фонари за 1,5—2 минуты простым нажатием кнопки. А тогда, в 50-х, каждую лампу зажигали вручную. На подключение города уходило 1,5—2 часа, и это при том, что многих районов еще не существовало.

“До 1958 года Горсвета еще не было, за освещение отвечал цех в дорожно-мостовом тресте. Помню, у нас была тогда лишь лошадь по имени Пегаша и телега, и на ней мы возили обыкновенную приставную лестницу. Только потом мы порадовались первой настоящей вышке”, — воспоминает водитель-автослесарь Михаил Петрович Трефилов.

Впрочем, необходимость освещать город появилась задолго до Горсвета: уже в конце XIX века. Тогда в Красноярске была одна электростанция, но освещала она только особняк Гадалова. Город же мог похвастаться лишь 44 фонарями на центральных улицах. Свечи в них были стеариновые, свет, конечно, тусклый. Да и зажигали их лишь с сентября по апрель. Первая городская электростанция была построена только в 1912 году. Тогда Красноярск засиял 1 662 электрическими лампочками. Осветили даже городской парк.

К появлению Горсвета город имел 3 500 светоточек и 100 км. линий осветительных сетей. В штате работало 18 человек. Место для базы выбрали на пустыре рядом с рекой Качей. По воспоминаниям ветеранов труда, там был тогда такой бурьян, что не было видно машин.

Конечно, не все было гладко. Специалистов не хватало, на работу брали молодежь, обучали ее. По словам электромонтажника Н. П. Панюшина, по всей Николаевке и Покровке нет ни одного столба, куда бы он не залезал на когтях: “Работать приходилось в любую погоду. Даже в 40 градусов мороза. Ведь нужно было обязательно зажечь в городе свет. А сколько было аварий… И при любых условиях линию надо было восстановить”.

Город должен был освещаться фонарями, что бы ни случилось. Все неполадки должны были устраняться вовремя. Это была настоящая дозорная работа. Фонарей было недостаточно, вышек тоже — не хватало средств. Не хватало их и на зарплату. Оклады горсветовцев были самыми низкими в системе коммунальных услуг. Люди часто уходили, поработав 3—4 месяца.

“Мало платили, что тут скрывать, — говорит Михаил Петрович. — Главный инженер и бухгалтер получали по 64 рубля, директор — 88, что уж говорить про рядовых рабочих”.

Но многие все-таки оставались в Горсвете и работали за такие деньги. Как сказал В. И. Солодкин, работавший в то время электромонтажником, зарплата имела не последнее значение (ведь нужно было как-то жить), но все же самое главное для человека — это знать, что труд его нужен городу и людям.

Н. П. Панюшин и сейчас помнит, с какой гордостью была связана работа в Горсвете. “Мы были горды тем, что зажигали город для людей. Хотелось, чтобы он был красивее. Даже если на улице метель или ливень — как оставить город без света?”

В 70-х годах Горсвет вздохнул немного свободнее. Теперь включение производилось с централизованного пульта управления. Технику обновили, зарплаты стабилизовались. Но прибавилось и хлопот: Горсвету поручили электрооформление городской елки и техническое обслуживание электронных часов на башне горсовета (сейчас — администрации города). Справлялись и с этим.

С часами связан неприятный, но довольно забавный случай. Появились они в 1981 году. Красноярский композитор Голосов написал для них электронную мелодию. Ее заложили в программное устройство, и каждый час она запускалась. Все были довольны, но через несколько дней мелодию пришлось убрать — партийные лидеры услышали в мелодии похоронные нотки.

Но настоящие трудности начались в 90-х. Тогда всей стране приходилось нелегко, а для Горсвета встал пресловутый вопрос — быть или не быть? Средств не просто не хватало, их не было совсем. Ни на замену и обслуживание оборудования, ни на зарплаты. Люди не получали деньги по несколько месяцев.

“Мы гордимся тем, что выжили тогда, — с улыбкой говорит Л. П. Горбанева, бывшая в то время старшим диспетчером. — Да, не было средств для жизни, предприятию грозила гибель, но как же город?! И мы работали. Очень помогало то, что жили мы коллективом. Все были примерно одного возраста и хорошо знали друг друга: с молодости вместе отдыхали, ездили на рыбалку, за ягодами, помогали друг другу”.

Работу Горсвету осложняло и то обстоятельство, что в поисках денег жители города стали срезать провода и выкручивать лампы. По словам начальника эксплуатации сетей В. С. Красовского, тогда было настоящее нашествие на сети освещения. За короткий период вырезали чуть ли не все провода. А заменить их было очень трудно из-за отсутствия денег. Когда появилась возможность и средства, обычные алюминиевые провода стали заменять на СИП — самонесущий изолированный провод. Он дороже, но воровать его нет смысла: очистить метал от изоляции очень трудно, а расплавить ее практически невозможно: алюминий плавится быстрее изоляции, и вор остается ни с чем.

Но трудные годы у предприятия позади. За последние годы ситуация настолько улучшилась, что Горсвет готов заниматься даже архитектурной подсветкой исторически значимых зданий. Кроме того, в планах большой проект внедрения автоматической системы управления уличным освещением.

“Эта система позволит контролировать работу всех линий в любое время суток. — объясняет генеральный директор МП “Красноярскгорсвет” Сергей Анатольевич Литовчик. — В случае неполадок диспетчер у пульта управления сразу будет знать, какого рода неполадка, где именно, какие материалы нужны для устранения. Это большая экономия средств и времени и качественно новый этап в освещении города. Разработкой проекта для предприятия занимается компания с мировым именем “Philips”.

Остается один вопрос: а что по поводу работы труженников Горсвета думают простые жители? Ответ на этот вопрос “Красноярскгорсвет” получил как раз накануне юбилея. В декабре в Красноярске прошло голосование за “Народный бюджет”, когда люди выбирали, на что лучше потратить бюджетные деньги. Красноярцы приоритетным направлением работы выбрали освещение дворов и улиц. И это действительно станет возможно благодаря трехлетней программе “Светлый город”.

Но все это стало возможным в первую очередь благодаря коллективу предприятия и его ветеранам. Благодаря людям предприятие сумело пережить самые сложные годы и сделать наш город светлее.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА