Проспект культуры

Вадим Горяинов: "В хорошем кино должно быть "первое, второе и компот"

Продюсер Вадим Горяинов — о проблемах и успехах российского кино.

Вадим Горяинов: "В хорошем кино должно быть "первое, второе и компот"

Как снять фильм, который понравится и зрителям, и критикам? Зачем нужен продюсер и что позволяет драматургу создавать хорошие сценарии? Почему учить снимать кино русских студентов будут американские преподаватели? В чём успех картин “Стиляги” и “Географ глобус пропил”? Об этом и многом другом рассказал продюсер, заместитель директора Института кино Высшей школы экономики Вадим Горяинов. В наш город он приехал для участия в образовательном проекте “Медиаполигон”. Он прочитал лекцию о тенденциях современной киноиндустрии, ответил на вопросы слушателей.

О дефиците

Киноиндустрия в России сегодня испытывает небывалый подъём в количественном отношении. Появилось огромное количество интернет-платформ, на которых можно показывать сериалы. Значит, у занятых в киноиндустрии появилось много работы. Но при этом нельзя говорить о том, что кардинально улучшилось качество кинопродуктов. Сфере не хватает квалифицированных специалистов практически всех направлений, в том числе драматургов, сценаристов. А те, кто есть, заняты на годы вперёд. Если в Америке сценарист часто присутствует на съёмочной площадке, помогает режиссёру в работе с актёрами, то у нас такого нет. Ко времени съёмки сценарист уже занят другими проектами.

О главном

Что самое главное в кино? Драматургия. Любой фильм должен быть построен по её законам. Первый — очень простой: необходима интересно рассказанная интересная история про интересного человека. Начинать работу можно с любой стадии: сначала найти интересную историю, потом поместить в неё героя. Или наоборот, если сюжет не основан на реальных событиях.

Второй закон — нужен главный герой, которому мы сопереживаем. Метафорически его образ можно выразить так: одинокий голый человек на скале, обдуваемой ветрами. У героя есть личная цель или проблема, возможно, связанная с глобальной опасностью. Для примера могу привести фильм “Аватар”, в котором идеальный с точки зрения драматургии герой. У него есть личная цель, но по пути он ещё и спасает мир.

Ещё один закон — важна тема неопределённости. Нельзя снимать фильм, если зритель уже знает концовку. Главный герой должен совершать неожиданные действия, а зрители — находиться в подвешенном состоянии, не понимать, что будет дальше. Но это не значит, что фильмы, основанные на реальных событиях, обречены. Все же знали, что “Титаник” утонет. А историю сделали про молодого парня, которому нужно добраться до Америки. Никто не знает, выживет он или погибнет.

Кроме того, в хорошем кино должно быть “первое, второе и компот”. Необходима трёхактная структура, о которой ещё Аристотель говорил в “Поэтике”. Начало, середина и конец — звучит просто, но это важные части любого произведения. И каждая сцена в фильме тоже должна решаться таким же образом.

К слову, чем отличаются артхаусные фильмы? Обычно в них нет третьего акта. Есть первый — описание истории, знакомство с персонажами и завязка сюжета. Второй — кульминация. А третьего — развязки — нет. Открытый финал — думайте сами, что дальше произойдёт с героем.

Об успехе

Сегодня в мире сложилась такая ситуация: зрительским, коммерческим кино лучше всех занимаются американцы. У них созданы лучшие школы, которые готовят драматургов, режиссёров, учат, как правильно делать кино для зрителя. В Европе давно ориентируются на авторское кино. Кто-нибудь из вас в последнее время был в кинотеатре, где показывают европейский фильм и собран полный зал? Такое бывает крайне редко.

Что касается русских фильмов, у нас есть две традиции: авторское кино и зрительское, ещё его называют коммерческим, жанровым. Но пока мы только пытаемся снимать такие — коммерческие фильмы.

В нашей стране существует государственная поддержка киноиндустрии. Средства на авторские фильмы выделяет Министерство культуры, на коммерческие проекты — Фонд кино. Некоторые считают: деньги — главный фактор для того, чтобы сделать хорошее кино. Это далеко не так. Самым важным является талант драматурга. Считаю, что как минимум 60 процентов успеха зависит от сценария. Если сценарий хороший, его можно испортить, но и шансы сделать хорошее кино велики. А если сценарий плохой, даже если вы возьмёте талантливого режиссёра, звёзд-актёров, ситуация не изменится. Фильм будет плохим.

При этом, к сожалению, не существует стопроцентного рецепта, как сделать кино, которое понравится зрителям, соберёт большую кассу. Иначе все бы делали гениальные фильмы и кинотеатры были бы забиты зрителями. Может быть и так: есть замечательный сценарий, режиссёр, артисты, а фильм не получается.

Так что иногда присутствует и фактор чуда. Приведу пример из практики. С Валерием Тодоровским мы продюсировали картину “Географ глобус пропил”. Рассматривали фильм как некоммерческий проект — для фестивалей, любителей кино, знатоков. Не думали, что он найдёт широкого зрителя. Для нас было большим удивлением, когда фильм собрал в прокате более четырёх миллионов долларов и получил всевозможные награды на кинофестивалях. Потом я размышлял об этом феномене. Оказалось, что с главным героем мы попали в некий архетип — 90 процентов интеллигенции живёт именно так. Люди узнавали себя, сопереживали.

О съёмках

В законах драматургии обязательно должны разбираться не только сценарист, но и оператор, режиссёр, художник-постановщик, продюсер, художник по костюмам, режиссёр монтажа. Они должны много учиться, эти профессии требуют не только таланта, но и владения ремеслом.

Режиссёр отбирает актёров, утверждает их у продюсера. Делает режиссёрскую версию сценария, по которой потом будет снимать кино. Вместе с художником, оператором и продюсером выбирает локации. Думает, как сцены будут монтироваться, часто является и режиссёром монтажа.

Многие считают, что оператор — человек с камерой. Это не так. Часто до камеры он и не дотрагивается. Всё, что вы видите в картинке, — работа оператора. Он не менее важный человек, чем режиссёр. Он досконально должен владеть основами драматургии, чтобы понимать, что и как снимать.

Чем занимается продюсер? В первую очередь находит интересную идею или сразу хороший сценарий. “Если за год удаётся сделать или получить один хороший сценарий — это удачный год”, — сказал известный американский продюсер Джерри Брукхаймер, который сделал “Пиратов Карибского моря”. В реальности так и происходит.

Итак, продюсер ищет сценарий или идею, которую драматург воплотит в сценарий. Повторю, что сценаристов, которые хорошо пишут, катастрофически не хватает. Они заняты на год-полтора вперёд. В частности поэтому мы и создаём институт кино. Он позволит нам уже через четыре года получить первых драматургов, которые умеют делать сценарии, интересные зрителю.

Обычно, чтобы довести идею до сценария, требуется как минимум год. Потому что в процессе его несколько раз переделывают, находя ответы на вопросы: где взять деньги? Кто это будет смотреть? Какой жанр выбрать? О бюджете думает продюсер. Фильмов с открытым бюджетом не бывает, есть лимит средств.

О прибыли

Допустим, вы продюсер, у вас есть хороший готовый сценарий. Например, комедия, на съёмку которой требуется сто миллионов рублей. Вы начинаете искать режиссёра. Но большинство талантливых режиссёров хотят снимать своё авторское кино, а не жанровое, коммерческое. Потому что во втором варианте возникают риски. Если фильм не соберёт кассу, на режиссёра ляжет тень — он не умеет снимать коммерческое кино. Кроме того, каким бы фильм не получился, хороших слов от критиков все равно не дождёшься. Они найдут, как потоптаться на жанровых картинах. Поэтому, повторю, режиссёры предпочитают авторские кино. Сам или с другом написал сценарий, пошёл в министерство культуры, получил деньги. Никакой ответственности не несёшь. В мире существует больше тысячи разных фестивалей, можно целый год ездить по ним, получать награды. Счастливая жизнь…

Режиссёров, в которых можно быть уверенными: они снимут хороший зрительский фильм, — также немного. И они тоже постоянно заняты. Поэтому в институте кино мы будем готовить и режиссёров.

Но продолжаем путь продюсера. Нашли режиссёра, обращаемся в Фонд кино. Получаем миллионов пятьдесят. Остальные деньги надо где-то найти. Что, в принципе, несложно, если есть понимание, кто актёры, сколько фильм может собрать. Но даже если он соберёт 200 миллионов, его владельцам достанется меньше половины. Что, конечно, окупит те 100 миллионов, которые вложит инвестор.

Кому уходят деньги от проката? Пятьдесят процентов забирает кинотеатр. От оставшихся ста миллионов ещё 15 процентов достаются прокатчикам. В основном это американские компании, дочерние предприятия таких гигантов, как “Дисней”, например. Естественно, что они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы прокатывать свои фильмы. Нам приходится конкурировать с иностранными картинами, это сложно. Но я уверен, что русские смыслы, правильным образом упакованные по лучшим методикам Голливуда, должны выстрелить. Сегодня это можно наблюдать на примере южнокорейского кинематографа. Подозреваю, что многие из вас смотрели “Игру в кальмара”. Сценарий написан людьми, которые учились в Школе киноискусства университета Южной Калифорнии. Корейцы взяли лучшие теории и сделали фильм, который стал известен на весь мир. И мы хотим, чтобы русские сериалы и фильмы смотрели везде.

Затем продюсер следит за тем, чтобы на съёмочной площадке была комфортная атмосфера, чтобы все работали как одна команда. А когда фильм сделан, подаёт его. Картину нужно упаковать, преподнести дистрибуторам, договориться с телеканалами, интернет-платформами.

Кино — очень рискованный бизнес. В Голливуде 80 процентов фильмов приносят убыток.

Продюсер выстраивает свои договорённости с инвестором и государством таким образом, чтобы в случае финансового убытка лично не пострадать. Он не берёт на себя обязательства по коммерческой успешности фильма. Он может вложить свои деньги в кино, что я часто и делал. Но тогда становился ещё и инвестором. В России в прокате не окупается порядка 95 процентов фильмов. Поэтому и существует государственная поддержка, чтобы минимизировать эти убытки. Продюсер обязан объяснить инвестору все риски, обманывать его нельзя.

Об Институте кино

Чтобы научиться драматургии и потом писать хорошие сценарии, нужен ещё и талант. Без него, владея ремеслом драматурга, вы сможете работать редактором или продюсером. Но не сценаристом.

Когда я говорил, что американские специалисты самые успешные, то имел в виду, что самые талантливые сценаристы, драматурги выходят из южнокалифорнийской школы. Восемьдесят процентов кассовых фильмов делают люди, которые учились у Дэвида Говарда. Он будет преподавать у нас — в недавно созданном Институте кино ВШЭ.

Интересно, что основа южнокалифорнийской школы — система Станиславского. В принципе, американцы взяли все самое лучшее из ВГИКа прошлого века, от Михаила Чехова, Сергея Эйзенштейна. Так что в основе голливудской школы — русская теория пьесы и кино.

О “Стилягах”

Мюзикл — формат, который могут сделать мало стран. Мы не видели ни одного европейского мюзикла последние лет пятьдесят. Если не ошибаюсь, последний — “Шербурские зонтики”. Кроме того, по результатам опросов, мюзикл — самый нелюбимый кинозрителями формат.

Когда мы обсуждали идею “Стиляг” с Валерием Тодоровским, я сказал ему об этом. На что он ответил: “Надо иногда идти против течения”.

Мы искали композитора, который написал бы сразу десять хитов. Но такого нет. Тогда Евгений Маргулис предложил взять проверенные временем десять хитов, переформатировать их под фильм. И помог подобрать эти песни. Слава Богу, что мы познакомились с Константином Меладзе, которые гениально сделал музыку для нашего фильма.

Так как это мюзикл, в нём много танцев, хореографии, поэтому съёмочный период составил 120 дней. Хотя обычно укладываются в 25–30. У фильма “Географ глобус пропил” было 34 съёмочных дня. Найти средства на “Стиляг” в те годы было нетрудно: нефть дорогая, в стране много денег.

Американцы не верили, что русские могут снять мюзикл. Это звучало так, как “монгольский боевик”. Потом, когда они посмотрели “Стиляг”, были восторженные отзывы критиков. Том Хэнкс написал письмо Валерию Тодоровскому о том, как ему понравился фильм, что он вспомнил своё детство в провинциальном городке.

Досье

Вадим ГОРЯИНОВ,

продюсер, заместитель директора Института кино ВШЭ

В 1987 году окончил Военный институт.

C 1987 по 1993 год служил на различных офицерских должностях в аппарате психологических операций.

С 1993 по 1996 год работал в Министерстве здравоохранения.

С 1996 по 1997 год занимал разные должности в “ОНЭКСИМ Банке”.

С 1997 года по 2004 год — генеральный директор издательского дома “Проф-Медиа”.

С 2004 по 2006 год — руководитель кинокомпании “КВИД”.

С 2006 года по настоящее время — продюсер кинокомпании “Красная стрела”.

Продюсер многих фильмов, в том числе “Спасти и выжить”, “Живой”, “Стиляги”, “Реальный папа”, “Кислород”, “Пикап: Съём без правил”, “Географ глобус пропил”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА