Новости
От количества к качеству
Больше новых автобусов — меньше старого хамства
Председателю ассоциации пассажирских перевозчиков Красноярска Михаилу Омышеву принадлежит идея установить памятник пазику, дабы увековечить заслуги этого непритязательного транспортного средства перед жителями города.
И в самом деле пазики, долгое время бывшие основой общественного транспорта города, уступают дороги новым автобусам средней и большой вместимости. 2007 год стал в этом отношении переломным — процесс замены подвижного состава приобрел массовый характер. До этого количество пассажирских автобусов в Красноярске год от года прибавлялось, переходя все пределы разумного, — автобусы малой вместимости не могли справится с растущими пассажиропотоками. Зато само обилие маршруток порождало новые проблемы. Снижение рентабельности перевозок, и, как следствие, борьбу за пассажиров — пресловутые гонки. Нехватку квалифицированных водителей, и, как следствие — рост аварийности. “Экономию” на ремонте и техобслуживании, по причине той же низкой рентабельности…
Решение было найдено давно — сокращение количества машин за счет замены пазиков автобусами средней и большой вместимости. Но масштабно к этой замене удалось перейти лишь в прошлом году. На дороги города вышло свыше 400 новых автобусов, из них 195 — муниципальных. Это позволило сократить количество автобусов малой вместимости на 41 процент, в том числе полностью избавиться от однодверных пазиков. Таких темпов обновления подвижного состава в новейшей истории Красноярска еще не было. Однако и это — лишь начало пути. Наряду с продолжающимся обновлением транспортных парков (только муниципальные предприятия должны получить в этом году 150 автобусов, 50 троллейбусов и 15 трамваев) есть ряд серьезных задач, для решения которых необходима координация усилий всех сторон, задействованных в пассажирских перевозках.
Подведению итогов прошедшего года и определению стратегии на год текущий было посвящено состоявшееся недавно по инициативе департамента транспорта администрации Красноярска совещание с перевозчиками. Как отметил заместитель главы города, начальник департамента транспорта Иван Девяткин, год будет сложным. Прежде всего, необходимо поддерживать высокие темпы модернизации подвижного состава. Однако массовый приход новых машин не является панацеей от всех транспортных “болезней”. Это наглядно показал анализ письменных и устных обращений граждан в департамент транспорта. Так, количество жалоб снизилось, но незначительно. Серьезной проблемой стала организация проезда льготников. Однако, по словам Ивана Девяткина, эта проблема будет разрешена с внедрением пластиковых карточек для проезда льготных категорий граждан. Реально работа по организации выпуска этих карточек начнется с 11 марта и будет ориентировочно завершена в конце первого полугодия.
Решение вопроса о проезде льготников в свою очередь позволит приступить к внедрению оптимизированной транспортной схемы.
Очевидна необходимость жесткой диспетчеризации движения пассажирского транспорта. Работы в этом направлении также начнутся в 2008 году. На повестке дня и строительство 16 конечных остановочных пунктов. В общем, задач много, и не на один год.
Однако в качестве самого важного направления года назван не количественный прирост, а улучшение качества обслуживания.
Анализируя итоги прошедшего года, заместитель начальника департамента транспорта Леонид Семенов выделил несколько “болевых точек”. Во-первых, аварийность. В 2007 году с участием пассажирских автобусов произошло 26 отчетных ДТП, в том числе и весьма серьезных. Кстати, лидерами аварийности являются, опять-таки, автобусы марки “ПАЗ”. Основные причины — высокая текучесть и низкая дисциплина (а зачастую и квалификация) водительского состава, недостаточный уровень контроля со стороны руководителей коммерческих предприятий, несоблюдение правил дорожного движения (зачастую во время “гонок”). Среди ДТП есть случаи вопиющие — например, в марте 2007 года пострадало 9 человек. А в двух происшествиях (оба с ранеными) участвовал один и тот же водитель.
Что же касается жалоб, то основные темы — грубость водителей и кондукторов, санитарное состояние автобусов, проезд остановок, несоблюдение схем движения, необъявление остановок, “гонки”… Подавляющее число жалоб приходится на несколько основных предприятий — “лидеров”. Думается, что руководителям этих компаний придется серьезно поработать над улучшением качества обслуживания.
Нельзя сказать, что со стороны перевозчиков нет реакции на жалобы пассажиров. По итогам года 16 водителей уволено, 69 объявлен выговор, 77 лишены премии, 11 переведены в слесари. В 95 случаях были проведены разъяснения, в 7 — пассажирам была выплачена компенсация ущерба. Однако Леонид Семенов считает эти меры недостаточными, тем более что зачастую перевозчики отвечают на обращения департамента отписками, заявляя о собственном бессилии в борьбе с хамоватым персоналом.
Со своей стороны департамент транспорта регулярно проводит проверки для устранения нарушений. В 2007 году отделом управления, учета и контроля департамента было проведено 1 115 проверок, по результатам которых составлены протоколы и направлены в мировые суды для привлечения к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов составила 77 750 рублей, а с 6 перевозчиками были вообще расторгнуты договоры на перевозку пассажиров. Очевидно, что коль скоро повышение культуры и качества обслуживания пассажиров объявлено одним из приоритетных направлений 2008 года, то и требования и контроль ужесточатся. Тем более что в марте-апреле ожидается принятие давно ожидаемого закона о транспортном обслуживании, который позволит четко выстраивать отношения всех участников пассажирских перевозок.
Впрочем, далеко не все и не всегда зависит от водителей. Эту мысль высказал заместитель начальника департамента городского хозяйства Михаил Малыхин. Состояние дорог, дорожного движения сильнейшим образом сказывается и на аварийности, и на психологическом состоянии водителей, выражающемся в грубости по отношению к пассажирам. Однако сегодня в ремонт и реконструкцию красноярских дорог вкладываются беспрецедентные средства. Так, на начало года для этих целей запланировано 1,5 млрд руб., что в два раза больше, нежели на начало 2007 года. При этом в течение прошлого года финансирование и объемы работ выросли в разы. Если такая тенденция сохранится, считает Михаил Малыхин, то к 2010 году город выйдет на нормативное финансирование в дорожном строительстве. Положительным изменениям будет способствовать и недавно принятый закон об автодорогах и дорожной деятельности, который, в частности, дает право муниципалитету утверждать нормативы на капитальный ремонт и содержание городских дорог. А это, по словам Михаила Малыхина, очень серьезная подвижка. Ну а что касается текущего года, то 160 млн руб., выделенных на текущий ремонт, позволят отремонтировать практически все дороги Красноярска.