Актуально

«Цифра» на службе у города

К 2030 году доля массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых жителям России в электронном виде, должна составить 95 процентов.

«Цифра» на службе у города

Это является одной из ключевых задач национальной цели «Цифровая трансформация», инициированной президентом России Владимиром Путиным. О том, на каком этапе цифровизации находится сейчас наш город, беседуем сегодня с аудитором Контрольно-счетной палаты города Красноярска Виталием Габалюком.

— Виталий Васильевич, для начала хочу спросить у вас, а что даст красноярцам достижение этой цифры в 95 процентов и реально ли Красноярску достичь этих показателей меньше чем за десять лет?

— Да, действительно, достижение данных показателей является важным ориентиром в деятельности органов власти. Более того, в государственной программе Красноярского края указаны еще более сжатые сроки. Доля массовых социально значимых услуг, доступных в Красноярском крае в электронном виде, должна составлять не менее 75 процентов к 2023 году, а 95 процентов – уже к 2025 году. Цифровизация города Красноярска осуществляется на основе соответствующей муниципальной программы.

В данной программе администрацией города взяты обязательства по достижению к окончанию 2024 года доли цифровых муниципальных услуг в объеме 67 процентов. Отмечу, что на конец 2020 года данная цифра пока составляет 55 процентов.

Я напомню, что главной задачей цифровизации в нашей стране в целом и в Красноярске в частности является упрощение получения государственных услуг для граждан, сокращение сроков оказания услуг, перевод взаимодействия в удаленный формат. Главная цель – повышение качества жизни.

Приведу только один пример из нашей аудиторской деятельности. Еще каких-то десять лет назад стандартом оказания муниципальных услуг являлась регламентация времени ожидания в очереди на подачу заявления для оказания какой-либо государственной услуги не более 20 минут. Сегодня портал "Госуслуги" по отдельным видам услуг позволяет сделать это вообще без участия гражданина и подачи им заявления.

Цифровизация стала особенно актуальной в пандемию — ведь она позволила получать муниципальные услуги, не приходя в учреждения. Я думаю, что многие жители города за последние два года положительно оценили процесс получения выплат на детей с помощью портала "Госуслуги".

Помимо этого, красноярцы уже наверняка пользовались удаленным доступом к образовательным услугам и электронному фонду библиотек, знают об онлайн-видеоконтроле за ходом строительства социальных объектов и тому подобное. А вот реально или нет нарастить объем предоставляемых государственных и муниципальных услуг в электронном виде жителям, будет зависеть от усилий власти всех уровней.

— И как вы сейчас оцениваете усилия администрации Красноярска по внедрению цифровых технологий в городскую жизнь?

— С учетом актуальности вопроса цифровизации в настоящее время нами начато проведение контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, предоставленных на мероприятия по цифровизации деятельности органов местного самоуправления». Исходя из предварительных итогов уже на сегодняшний день понятно, что практически не интегрируется на муниципальном уровне программное обеспечение, разрабатываемое компаниями за счет средств регионального бюджета. Согласно реестру муниципальных информационных систем в администрации города используются 26 программных продуктов, в основном в области делопроизводства, в большинстве своем устаревших, не в полной мере отвечающих текущим задачам.

Цифровизация – это один из важнейших механизмов, с помощью которого совершенствуется система муниципального управления, т.е. муниципальных функций, и в конечном итоге повышается качество и доступность муниципальных услуг.

Результаты деятельности органов администрации города Красноярска безусловно зависят от объема финансовых средств, направляемых на цифровизацию в Красноярске. В последние годы из бюджета города выделяется как минимум на треть меньше аналогичного финансирования в других городах-миллионниках, например, в соседнем Новосибирске.

— Контрольно-счетная палата города Красноярска использует в своей деятельности современные цифровые технологии?

— Начиная с прошлого года, мы внедряем программный продукт, направленный на автоматизацию контрольной деятельности. В настоящее время полностью в электронном виде функционирует система электронного документооборота. Начата работа по полному переводу в электронный формат планирования деятельности палаты и формирование отчетных данных, целью которой является автоматизация всех процессов, связанных с контрольной и экспертно-аналитической деятельностью.

Активно внедряет цифровизацию в своей работе Счётная палата России. Неоднократно Алексей Кудрин высказывал мнение, что контрольно-счетные органы должны отходить от традиционных проверок в пользу цифрового аудита, что поможет проводить меньше проверок, при этом получая необходимый объем данных. Такие же рекомендации Счетная палата транслирует для ведомств: это и более «открытое правительство», пересмотр списка разрешительного и контрольного характера госфункций, переход от прямого воздействия контроля к мониторингу через базы данных объектов контроля.

Уже очевидно, что с развитием цифрового аудита будет трансформироваться и технология проведения аудита. Автоматизированная обработка данных, электронный документооборот, удаленный доступ к любой информационно-аналитической системе делают нахождение инспекторов во время аудиторских проверок на месте расположения экономического субъекта всё более нецелесообразным. В существующих реалиях и ограничениях аудиторам и инспекторам необходимо будет быть не просто бухгалтерами или юристами, но и специалистами по работе с большими массивами данных, планово-экономической, технической информацией, которая с разных сторон характеризует производственную и финансовую деятельность конкретного учреждения и позволяет в совокупности предвидеть различные виды рисков в текущей деятельности.

Эти вызовы потребуют постоянного повышения квалификации, причем по различным направлениям, так как единой программы для подготовки таких специалистов пока не имеется. К слову, в июле текущего года в Федеральный закон № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» внесены дополнения, конкретизирующие обязанность предоставления контрольно-счетным органам постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам.

Мы считаем, что аудит должен действовать на опережение, не устраняя уже существующие риски, а предотвращая их, то есть он должен носить диагностический характер. А цифровые технологии должны находить все большее применение и самое главное быть действенным и эффективным инструментом в решении повседневных задач контрольно-счетных органов.

— По каким направлениям должно проходить развитие цифровизации города?

— Основным документом, формирующим направления приложения усилий, является стратегия социально-экономического развития города до 2030 года. Стратегическое видение будущего города Красноярска опирается на концепцию «Умного города» или по-современному – «смарт-сити», которая фокусируется на создании благоприятных условий и пространств для жизни и деятельности людей. Это прежде всего цифровизация всех областей деятельности города.

Крупные организации города в сферах энергетики, теплоснабжения и транспорта довольно значительно продвинулись в вопросах цифровизации своей деятельности. Данным тенденциям должны следовать и органы администрации города.

Начатый нами аудит цифровизации, результаты которого будут готовы в первой половине 2022 года, должен будет показать объективную независимую оценку текущего состояния дел в проектировании и реализации нескольких стратегических направлений.

В сфере безопасности особое внимание уделим оценке мобильных сервисов по деятельности различных систем жизнеобеспечения города, по направлению экологии – развитию систем мониторинга по недопущению образования несанкционированных свалок. В энергетике обратим внимание на важные аспекты по контролю и управлению инженерной инфраструктурой в зданиях муниципальной собственности, а в сфере водоснабжения - анализу регулирования дождевого стока и паводковых вод в городе.

В сфере транспорта проанализируем результаты внедрения системы управления графиком движения общественного транспорта, реализацию проекта «Умная остановка общественного транспорта», управление городским парковочным пространством.

Также в муниципальном секторе оценим результаты совершенствования муниципальных реестров объектов озеленения и прочих объектов внешнего благоустройства, бесхозяйного имущества, незаконно установленных временных сооружений, ведения реестра муниципальной собственности в части реестра зданий, дорог и иных объектов, земельных участков. В конечном итоге все предпринимаемые администрацией города усилия должны обеспечить дополнительные условия роста качества жизни красноярцев и рост удовлетворенности наших жителей деятельностью органов местного самоуправления.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА