Актуально

Бюджет: вчера, сегодня, завтра

Конец года традиционно считается временем подведения итогов и строительства планов на будущее.

Бюджет: вчера, сегодня, завтра

А для городской власти начало календарной зимы всегда связано с принятием главного финансового документа – бюджета города. О том, как в уходящем году администрации Красноярска удается выполнить взятые на себя финансовые обязательства и что горожанам ждать в новом году, беседуем сегодня с заместителем Контрольно-счетной палаты города Красноярска Ольгой Хандошко.

— Ольга Игоревна, в настоящее время депутаты Красноярского городского Совета рассматривают четырнадцать муниципальных программ, которые являются основой бюджета города. Контрольно-счетная палата уже ознакомилась с проектами документов?

— Да, в рамках предварительного муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палатой города Красноярска уже завершена экспертиза проектов постановлений муниципальных программ на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов, заключения переданы в Красноярский городской Совет депутатов. Следующим этапом нашей деятельности будет проведение экспертизы непосредственно самого проекта главного финансового документа города, участие в публичных слушаниях по его обсуждению и я, надеюсь, успешное принятие бюджета Красноярска до конца этого года.

Для полноты картины добавлю, что на Контрольно-счетную палату возложена еще и функция последующего муниципального финансового контроля за исполнением бюджета.

И если на этапе формирования бюджета нашей задачей является предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, то на завершающем этапе мы проверяем законность исполнения действующего документа, достоверность учета и отчетность.

— И много Контрольно-счетная палата находит нарушений в проектах бюджета? Например, какие замечания у вас были к муниципальным программам, сформированным на ближайшие три года?

— Отмечу несколько наших замечаний, которые являются системными. Например, мы на протяжении ряда лет указываем на то, что большинство муниципальных программ имеют статус документов стратегического планирования, но при этом по своей сути продолжают оставаться краткосрочными. Это создает риски эффективного достижения поставленных целей и задач Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года.

— Кстати, насколько существенно пандемия COVID-19 отразилась на экономике города и его бюджете?

— Безусловно, ситуация с коронавирусом повлияла на весь мир и не могла не отразиться на экономике нашего города. Например, в начале пандемии нередко средства на мероприятия по профилактике и устранению COVID-19 в расходную часть бюджета вносились, что называется «с колес». Поэтому Контрольно-счетной палатой Красноярска запланировано проведение проверки использования субсидий, предоставленных муниципальным унитарным предприятиям города Красноярска, осуществляющим основные виды деятельности в сферах общественного питания, транспортной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, пострадавшим в связи с действием мер по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.

В сложившихся непростых кризисных условиях нельзя не отметить проведенную администрацией города работу по значительному снижению внутреннего муниципального долга и повышению уровня долговой устойчивости муниципального образования город Красноярск.

Результаты исполнения городского бюджета 2021 года, при влиянии макроэкономических условий, будут подведены по его итогам.

— Тем не менее город продолжает жить и функционировать. Это значит, что система стабильна и запас прочности у нас есть. Но, кроме пандемии, на какие проблемные места в городе Контрольно-счетная палата обращает свое внимание?

— Контрольно-счетной палатой Красноярска на постоянной основе проводится анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании, в том числе вносятся предложения по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства. Осуществляется реализация полномочий по оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ на местном уровне. По итогам проведенных мероприятий Контрольно-счетной палатой рекомендовано реализовывать это право для сохранения материального благополучия социально незащищенных категорий граждан и стимулировать оздоровление экономики города, развивая производственные отрасли.

В поле зрение палаты находятся вопросы расходования бюджетных средств по острым социально значимым темам выполнения городом переданных полномочий, в числе которых обеспечение школьников качественным горячим питанием, выполнение функций техзаказчика по осуществлению капитального ремонта МКД, а также по отлову и содержанию безнадзорных животных. По каждому из перечисленных вопросов с целью устранения и недопущения впредь выявленных нарушений исполнителям рекомендовано усиление внутреннего контроля, при этом одновременно поставлены вопросы о привлечении виновных к ответственности.

Деятельность Контрольно-счетной палаты, как и ранее, направлена на осуществление контроля за законностью и эффективностью использования бюджетных средств в различных отраслях - за расходами капитального характера в социальной сфере, это строительство, реконструкция, капитальный ремонт школ, детских садов, библиотек, учреждений спорта, расходами на содержание и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений, управлением и распоряжением муниципальным имуществом, оценке исполнения отдельных переданных полномочий.

Болевыми точками являются «земельные» вопросы при планировании расходов на строительство важных для города объектов. Не секрет, что формирование земельных участков под новые школы, дороги и другие капитальные объекты - это проблема каждого города миллионника, и Красноярск не исключение.

Большинство установленных нарушений приходится на сферу закупочной деятельности. Подчеркну, что вопросы аудита в сфере закупок нами рассматриваются практически во всех мероприятиях посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Основной проблемой контрактной системы остается недостаточная прозрачность ценообразования.

Также коррупционные риски. Чаще всего мы устанавливаем неэффективность механизмов внутреннего контроля и отсутствие внутреннего финансового аудита, фиксируем факты совершения финансово-хозяйственных операций с нарушением действующего законодательства.

Отчеты направляются в Красноярский городской Совет депутатов, администрацию города. В соответствии с требованиями законодательства материалы проверок передаются в прокуратуру города Красноярска, а в отдельных случаях направляются и в правоохранительные органы.

Результаты проверок доводятся в отчетах и заключениях до объектов контроля, даются конкретные рекомендации по устранению соответствующих нарушений и недостатков.

— Ольга Игоревна, можете поделиться информацией, какие мероприятия Контрольно-счетной палатой Красноярска планируются на следующий год?

— С 1 октября Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» контрольно-счетным органам расширены полномочия.

В юбилейный для КСП города Красноярска 2021 год перед КСП были заданы направления по проведению аудита эффективности бюджетного процесса его участниками во взаимосвязи с оценкой реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития города, предусмотренных документами стратегического планирования.

Законодателем на внешний контроль поставлено:

  • состояние долга муниципального образования;

  • проверка и анализ обоснованности показателей местного бюджета;

  • мониторинг бюджетного процесса в муниципальном образовании;

  • оценка эффективности формирования городской собственности, управления и распоряжение ею. Тематические контрольные и экспертно-аналитические мероприятия Контрольно-счетной палаты города, как и ранее, с учетом поступивших предложений, будут направлены на исполнение бюджета города, в том числе в рамках реализации национальных проектов «Демография», «Образование», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда». Мероприятия Контрольно-счетной палаты города будут стремиться ответить на поставленные горожанами и общественностью актуальные и проблемные вопросы.

— Спасибо за разговор.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА