Новости
“Рельсо-шпаловая” судьба
Анна Эрнестовна Краснопеева в марте отметит свое 95-летие. За свою долгую жизнь женщина пережила многое — войны, репрессии, личную драму... Но есть то, о чем Анна Эрнестовна рассказывает только с положительными эмоциями, — это железная дорога. На ней она проработала 35 лет…
Анне было семь лет, когда ее отца расстреляли. Мать осталась одна с тремя дочерьми. В 1923 году их семья перебралась из Дудинки в Красноярск. Окончив шесть классов, Анна пошла в заводскую школу при ПВРЗ, где освоила профессию жестянщика, — паяла паровозные трубы, ремонтировала чайники.
— Я хотела токарем стать, а меня не взяли. Вместо этого отправили в литейный цех, где в течение семи лет я проработала формовщицей, — вспоминает Анна Эрнестовна.
Ее карьерный путь постепенно приближался к поездам. Освоив слесарное дело, она меняла колодки у паровозов, работала на пескосушилке. Вскоре началась война. По всей стране прокатился призыв из столицы — первая девушка-машинист Зинаида Троицкая призывала девчонок поступать на курсы. Анна Краснопеева оказалась в числе первых выпускниц.
После она пошла на маневровый, составляла поезда для сопровождения бойцов на фронт. Каждый день формировали не меньше десяти составов. Из Красноярска ездили по двум маршрутам: до Клюквенной (ныне Уяр) и Черной Речки. Так “откаталась” она всю войну, а после Анна Эрнестовна получила звание “Почетный железнодорожник”. Престижную награду она действительно заслужила. Чего стоит один лишь случай, когда помощник машиниста Краснопеева предотвратила крушение поезда!
— Дело было так: состав, согласно расписанию, доходил до станции Злобино. Остановились, начали чистить паровоз от угольного шлака. А кочегар случайно нарушил стокер — устройство, распределяющее уголь внутри топки. Поезд тронулся, машинист в панике, — вспоминает Анна Эрнестовна. — Тогда я “поколдовала”: металлическим прутом отломила кусочек шлака, и устройство вернулось в нормальный рабочий режим. Прибыли по расписанию!
В послевоенные годы отважная женщина перешла работать проводницей. Но и на новой должности приключений не убавилось. Что ни поездка, то маленький подвиг. Было дело, воришку удавалось задержать и даже жизнь подарить.
— В 1963 году поезд, следующий до Москвы, остановился на небольшой станции. Я увидела беременную женщину с огромным чемоданом, которая, держа за руку маленькую дочь, торопилась к вагону. Роды начались сразу, как только они зашли в купе. Никто из проводников не знал, что делать. Пришлось брать ответственность на себя, — говорит Анна Краснопеева.
Роды прошли благополучно. Анна сделала для крохи все, что могла, — пуповину завязала, помыла, укутала. Так у проводницы появился “железнодорожный” крестник. Недавно женщина видела его в телепередаче, узнала, обрадовалась…
У самой Анны Эрнестовны единственная дочь — 75-летняя Валентина Филипповна, с которой сейчас она проживает в Абакане. Муж, боясь репрессий, оставил их, когда Вале было всего девять месяцев. Женщина очень переживала из-за разрыва, но нашла в себе мужество справиться с этой бедой. Во многом ей помогла работа — любимая железная дорога. До сих пор она смотрит в будущее с оптимизмом. Говорит, “жили, выросли, выучились и продолжаем жить”.