Новости

Покорительница рек

Покорительница рек

Ирина Фомина — единственная женщина-штурман на Енисее. Ее навигация длится вот уже 25 лет. А началось все, конечно, с любви. Поначалу — к воде… Ирина до сих пор с восторгом вспоминает, как впервые “прокатилась по реке”. Ей было 17, она училась на кулинара. Впечатления оказались настолько сильными, что сразу после окончания техникума девушка незамедлительно пошла на флот. День, когда она заступила на теплоход “Ворогово” коком, помнит прекрасно — 19 сентября 1982 года. Именно тогда она впервые увидела Славу Фомина, на тот момент первого штурмана на судне, вскоре ставшего капитаном. Уже 17 декабря того же года Ирина Петровна и Вячеслав Геннадьевич поженились. Так она встала за штурвал семейного корабля. А спустя годы стала управлять и настоящим судном — тем же теплоходом “Ворогово”, куда, будучи еще совсем юной, пришла кормить персонал.

— Я бы так и проработала всю жизнь коком, если бы не супруг. Меня всюду муж “подталкивает” — и права у меня есть, и диплом об образовании. Вожу машину, теплоход, осталось на самолете выучиться летать, — смеется Ирина.

Именно муж настоял, чтобы она освоила речную специальность. Спорить с супругом, по словам женщины, бесполезное дело. Так, Ирина беспрекословно выучилась на курсах моториста, а затем поступила в командное речное училище и успешно закончила его, получив штурманский диплом.

Работу приходилось выполнять разную, порой вовсе неженскую — и палубу драила, и тросы таскала. Но труд Ирину не пугает! Во многом она служила примером флотским парням, помогала им, даже учила. Капитан гордится своей супругой. Правда, в 2004 году, когда Ирину назначили вторым штурманом на судне, Вячеслав рассердился. Дело в том, что второй штурман имеет право самостоятельно стоять за штурвалом! А пускать женщину, пусть даже и жену, управлять своим теплоходом в планы Вячеслава не входило. Но делать было нечего. И в первый же рейс после аттестации капитан поставил ее на ночную вахту — с четырех до восьми утра. А сам ушел спать. Как назло, Ирине попался сложнейший участок с многочисленными перекатами. Но пока она рулила, не случилось ни одного происшествия! Успешно пройдя боевое крещение, она внушила доверие мужу, завоевала авторитет у всего экипажа. Сегодня штурмана в юбке знают и уважают многие. Некоторые мужчины не скрывают своей радости от встречи с ней. Бывает, теплоходы идут навстречу, Ирина им по радиосвязи отмашку дает для расхождения. А рулевые вместо формальных фраз отвечают: “Эх, до чего ж приятно женский голос услышать!”. “Ой, а мне-то как приятно, что вам приятно”, — кокетничает Ирина. Она уверена: примета, согласно которой дама на борту — это плохо, сущий вздор.

— Куда они без нас? У нас и матроски есть, и повара, — говорит Ирина.

И все же пока она остается единственной женщиной, кто водит судно по Енисею. Ее маршруты не из легких: они пролегают по непростым рекам: Ангаре, Подкаменной и Нижней Тунгуске, Титу. Ее время у штурвала самое тяжелое — с 4 до 8 утра. Однако сегодня у Ирины нет повода волноваться перед вахтой. Опыт как-никак. Плавали, мол, знаем… Впрочем трудности ее никогда не пугали. С самого детства ей была свойственна мальчишеская удаль, бесстрашие.

— Мне всегда было проще находить общий язык с мальчишками. И играть с ними мне было интереснее — лазить по гаражам, гонять на мотоцикле. В 10 лет я ездила верхом на лошади, причем без седла. Подростком мечтала стать следователем. Словом, меня всегда тянуло на что-то “мужское, — признается Ирина Петровна.

Но женщина всегда остается женщиной. На суше штурман Фомина — любящая жена, заботливая мать. С Вячеславом Геннадьевичем они воспитывают сына и дочь. Кстати, дети штурмана и капитана в речники не пошли. Но родители и не настаивали. У каждого своя судьба — кому сушу покорять, а кому — водные просторы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА