Красноярск исторический

Вадим Михайлов: “Роль Резанова в истории недооценена”

Исследователь Вадим Михайлов о легендарном командоре и Русской Америке.

Вадим Михайлов: “Роль Резанова в истории недооценена”

Тема освоения Русской Америки в последние годы поднимается всё чаще — как в научном поле, так и в информационном. Исследователи изучают документы, проводят экспедиции и пытаются найти новые факты о покорителях Аляски и западных рубежей США. Красноярск тоже может считать себя причастным к этой теме: здесь похоронен один из главных деятелей Русской Америки Николай Резанов, его судьба известна многим по рокопере “Юнона” и “Авось”.

В этом году историк из Подмосковья Вадим Михайлов запустил проект, в рамках которого побывал в городах, так или иначе связанных с именами путешественников. Конечной точкой маршрута стал Красноярск, где исследователь посетил места, посвящённые Резанову. Вадим Александрович рассказал “Городским новостям” о своём проекте, недооценке легендарных путешественников и планах на увековечивание их памяти.

Радел за Отечество

— Проект называется “Российско-Американская миссия — 2” и посвящён 275-летию со дня рождения Александра Баранова — первого губернатора Аляски. Он мой земляк, родился в Архангельской области. Но когда я разрабатывал маршрут, то понял, что не только Баранов покорял Русскую Америку. Вместе с ним большой вклад внесли Григорий Шелехов, Иван Кусков и Николай Резанов. Эта четвёрка мне кажется наиболее значимой в истории освоения североамериканского континента. Причём я бы их рассматривал более широко — не просто как покорителей, а как хозяйственников, которые несли на Аляску нашу культуру.

В мой маршрут вошли Каргополь в Архангельской, Тотьма в Вологодской и Рыльск в Курской областях, а также Иркутск и Красноярск. С этими городами так или иначе связаны имена путешественников. Я выехал из Каргополя, где родился Баранов, 23 ноября. В каждом городе общаюсь с местными краеведами, делюсь с ними своим опытом и узнаю что-то новое для себя. Мне предлагали доехать до Аляски, но пока я не уверен, что это получится. Требуются совсем другие расходы.

Задача проекта — привлечь внимание к покорителям Русской Америки. Увы, мы практически ничего о них не знаем, хотя в своё время они провели огромную работу по освоению новых земель. Я, например, ранее ничего не знал о Баранове, хотя мы с ним родились в одной области. И о Резанове слышал больше по рок-опере “Юнона” и “Авось”. Во многом благодаря ей Николай Петрович в нашем сознании романтизирован, но при этом умалчивается его роль как сильного государственника и хозяйственного деятеля, который радел за Отечество.

В последнее время на местах появляются люди, увлечённые этой тематикой, и в Красноярске — тоже. Я уже начинаю выделять их по отдельным категориям — резановедение, шелеховедение... Радует, что исследователи-энтузиасты готовы изучать феномен Русской Америки.

Забывать нельзя

— Пообщавшись с красноярскими краеведами, я задался вопросом: а как продвигать Резанова? И тут же нашёлся ответ: как молодого реформатора, который успешно работал при трёх императорах. Здесь стоит отметить совпадение государственных и хозяйственных интересов. Анализ деятельности Российско-Американской компании, которая курировала Аляску, даёт очень интересные результаты. Если Шелехов, Баранов и Кусков работали только “в полях”, то Резанов комбинировал сложную роль. Кому-то нужно было работать с властью, доказывать и объяснять важность продвижения на восток.

С этой задачей Николай Петрович идеально справлялся, поскольку был прекрасным дипломатом. При этом роль Резанова в истории недооценена. Недавно вышла книга “Пионеры Русской Америки”, в которой напечатаны шесть биографических очерков. Там есть Шелехов, Баранов, Кусков... Резанова нет! Понятно, что автор имеет своё видение истории, но Николая Петровича, на мой взгляд, забывать нельзя. Именно он довёл до ума создание Российско-Американской компании. Даже немного обидно, что его незаслуженно обделили вниманием.

Можно было бы, конечно, связаться с автором и поделиться своими идеями. Но я допускаю, что он по-своему смотрит на ситуацию. При желании список покорителей можно расширить до бесконечности! Но, возможно, в одном из переизданий книги появится статья о Резанове — по крайней мере, мне бы очень этого хотелось.

Музей и юбилей

— Знаю, что красноярские историки хотят провести несколько исследований, в том числе и археологических, чтобы собрать побольше информации о жизни командора. В 2024 году будет юбилей и Резанова, и Российско-Американской компании, и к этим событиям вполне уместно создать какой-то просветительский проект. Есть, кстати, хороший пример: к 300-летию великого учёного Михаила Ломоносова два парня пешком прошли по его маршруту из Архангельска в Москву, а по пути проводили просветительские уроки. Почему бы не сделать что-то подобное в память о Резанове?

Также, на мой взгляд, нужен полноценный музей Русской Америки с филиалами в тех городах, с которыми связаны путешественники. Пока есть только небольшие экспозиции. А хотелось бы сделать именно музей, в котором будут собраны все артефакты и исторические данные об экспедициях в Америку. Один из филиалов, безусловно, можно открыть в Красноярске.

Ещё я хотел бы, чтобы о Резанове помнили в Санкт-Петербурге, где он родился. Мне ваш краевед говорил, что жена командора Анна Григорьевна похоронена на одном участке с Ломоносовым. При этом сам Резанов в Питере практически неизвестен. Нехорошо получается: в месте упокоения его помнят, а на родине — нет. Надо это исправлять.

Проекты на благо

— На встрече в администрации города мне подробно рассказали о юбилее Красноярской воздушной трассы, больше известной как Аляска — Сибирь, по которой перегоняли самолёты в годы Великой Отечественной войны. Очень приятно, что у вас помнят и ценят свою историю. С этой точки зрения можно даже ставить вопрос о восстановлении отношений России и США, которые сейчас, мягко говоря, напряжены. Думаю, совместные проекты вполне могут поспособствовать развитию отношений. Но это очень тонкая тема, щепетильная. Мне, кстати, нравится понятие “народная дипломатия”, когда связи выстраиваются на низовом уровне. Красноярск — геополитический тяжеловес, которому проще развивать отношения с другими городами и странами. Тем более он имеет побратимов в Северной Америке. (Городами-побратимами Красноярска являются канадский СуСент-Мари и Онеонта на северо-востоке США. — Прим. авт.)

Мне здесь, в Красноярске, задали вопрос: какой город на маршруте оставил больше всего впечатлений? Я могу сказать, что с каждым разом положительные эмоции только росли, а Красноярск стал хорошей точкой в моём путешествии. Приятно осознавать, что местные жители интересуются своей историей и стараются её всячески продвигать.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА