Новости
Мужчина, подвиньтесь!
Тем не менее о принятии отдельного закона, регламентирующего предпринимательскую деятельность российских женщин, уже говорят на уровне Федерации. Эксперты утверждают, что для России актуальна “феминизация бедности”. Согласно официальной статистике, бедных среди женщин более 40 процентов и порядка 60 процентов семей с детьми живут за чертой бедности. По словам члена комиссии Общественной палаты РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Лидии Блохиной, сложившаяся ситуация напрямую связана с положением женщин на рынке труда. В настоящее время в российской экономике занято 49 процентов женщин, но при высоком уровне занятости они находятся в неравноправном положении с мужчинами. Среди зарегистрированных безработных доля женщин составляет 65 процентов, на поиски работы у них уходит в среднем около восьми месяцев. Как рассказала руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Татьяна Давыденко, наибольшие трудности в поисках работы ожидают женщин предпенсионного возраста, среди них три четверти трудоустраиваются в течение года и более. “Как правило, в ряды длительно безработных вливаются наиболее уязвимые социальные группы, им трудно конкурировать на рынке труда. Каждая вторая безработная женщина не имеет никакого профессионального образования”, — заявила Давыденко. То есть тезис о том, что в нашей стране безработица “с женским лицом”, имеет под собой все основания.
Определяющим фактором борьбы с бедностью, считают эксперты Общественной палаты, следует рассматривать развитие малого и среднего бизнеса, в частности женского предпринимательства. По их мнению, “этот вопрос должен быть четко сформулирован в рамках государственной политики, направленной на улучшение положения женщин, повышение их благосостояния и устранение дискриминации по гендерному признаку”.
Как правило, женщины идут в бизнес, стремясь достичь финансовой независимости. Перед большей частью стоит сложная задача — содержать семью. Слабый пол менее востребован на рынке труда, потому и стремится уйти в сферу самозанятости. По общероссийским статистическим данным, к числу наиболее освоенных женщинами отраслей сегодня относятся розничная торговля, общепит, наука, культура, здравоохранение — в них доля женщин-предпринимателей составляет от 39 процентов (в розничной торговле) до 42 процентов (в науке). “Второй эшелон” образуют промышленность, сельское хозяйство, оптовая торговля, деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансовая сфера. Здесь женщин насчитывается от 13 процентов (в промышленности) до 20 процентов (финансы). Меньше всего женщин-предпринимателей выбрало строительство и транспорт. Сходные тенденции прослеживаются и в экономике Красноярского края. Несмотря на все сложности и риски, связанные с организацией собственного дела, женщин-предпринимателей год от года становится больше. И если в начале 90-х они приходили почти исключительно в торговлю, то сейчас все чаще стремятся заняться производством. Однако пополняется сообщество бизнес-леди достаточно медленно. Так, с 1995-го по 2006 год их число возросло всего на 1,8 процента. Кстати, в числе первоочередных причин, не позволяющих заняться собственным бизнесом, женщины почти всегда указывают и непосильную фискальную нагрузку. Надежда Сафонова, депутат городского Совета, лидер движения “Женщины родного Красноярья”, полагает, что государство должно помогать женщинам только на этапе их становления: “На первоначальном этапе, безусловно, создавать условия льготного налогообложения для женщин нужно. В особенности для тех, кто имеет детей. Можно только приветствовать такие начинания. В то же время, когда предприниматель, неважно, мужчина это или женщина, начинает получать сверхприбыли, необходимо, чтобы он платил налог на роскошь. Не исключена вероятность, что в случае принятия подобного закона о льготном налогообложении по гендерному принципу нечестные бизнесмены и политики тут же решат воспользоваться этой лазейкой, переписав весь свой бизнес на жену. Впрочем эта схема уже давно работает, достаточно посмотреть на недавних кандидатов в президенты — Зюганова и Жириновского. Их роскошные автомобили и дома как раз записаны на жен. Что касается налоговой политики в целом, то лично я считаю, что она должна быть ситуативной и дифференцированной, нужно рассматривать каждый конкретный случай в отдельности”.
Несомненные плюсы “дифференциации гендерного налогообложения”, по мнению авторов законодательной инициативы, очевидны. Во-первых, женщины получат компенсацию за то, что они несут основную нагрузку по воспитанию детей. “Фактически женщина работает почти 24 часа в сутки: по окончании рабочего дня начинается “вторая смена” — домашние заботы”, — говорит Ирина Антипина, председатель правления одного из коммерческих банков Красноярска. Во-вторых, работодателю будет выгоднее принять на работу женщину. И в-третьих, более низкий налог позволит увеличить фактическую зарплату женщин, а это значит, что ожидается уменьшение расходов из бюджета, связанных с выплатой государством детских пособий и оказанием других льгот. Большая зарплата, остающаяся на руках после налогов, позволит женщинам самостоятельно покупать больше необходимых товаров для детей.
На вопрос, будет ли справедливо применять разный подход к налогообложению женщин и мужчин, авторы отвечают утвердительно. Поскольку, по их мнению, “нет ничего более лицемерного, чем требовать равного отношения в одной области (налогообложение) для тех, кто лишен равенства в других областях (трудоустройство, распределение домашних обязанностей, как-то: уход за детьми или престарелыми родственниками)”. К тому же, подчеркивают авторы, мужья работающих женщин тоже выиграют, если женщина сможет приносить в семью больше денег. А вот председатель регионального отделения “Союза женщин России” Татьяна Давыденко придерживается иного мнения. “Не надо уменьшать налоги женщинам, если, например, в два раза увеличить зарплату нашим мужьям. Нам бы не пришлось даже говорить об этом”, — считает Давыденко.
Заместитель губернатора Красноярского края Ольга Карлова полагает, что и во власти, и в бизнесе половая принадлежность играет второстепенную роль: “Вопрос чаще всего в том, хочет ли женщина “играть” по жестким законам рыночного времени, создавая бизнес, отвечая за людей, которых она набирает на работу, готова ли трудиться “без выходных и проходных”, пока на горизонте не засияет долгожданное благополучие и “свободные деньги” для шикарного отдыха или хобби. Вызовы ХХI века лежат не в гендерной плоскости, а в конкуренции предпринимательского таланта, профессионализма и способности рождать новые идеи. Если у вас это есть — с вами будут считаться”.
Некоторые аналитики полагают, что за последние годы давление власти на женское предпринимательство не только не уменьшилось, но имело тенденцию к росту. Как показали результаты опросов, около 80 процентов респондентов-женщин не ждут помощи от государства. Ситуация во власти сама по себе показательна. В Госдуме России женщины составляют только 10 процентов депутатского корпуса (самый низкий показатель в Европе). Среди депутатов Законодательного собрания края сегодня 10 женщин, 8 — в только что переизбранном горсовете. В органах исполнительной власти дисбаланс еще заметнее. Среди заместителей красноярского губернатора только одна женщина — Ольга Карлова, и свою задачу она видит в том, чтобы помогать в работе коллегам: “У меня вечная, как мир, женская задача — помогать мужчинам. Моя заинтересованность в заботах моих коллег искренняя, я действительно стараюсь их слышать, а не только ждать своей очереди говорить. Не мне оценивать, как это у меня получается, ведь бывают очень трудные моменты. Главное — не переводить производственную проблему в личностный конфликт, это и есть талант работать в команде”. В целом же в органах власти края женщин в три раза больше, чем мужчин. Но работают они в основном на “младших” должностях — представителей сильного пола среди чиновников низшего звена только 10 процентов.
В Красноярском крае, где почти половина экономически активного населения — женщины, большая их часть занята в отраслях, требующих высококвалифицированного труда (образование, здравоохранение, наука). Однако уровень заработной платы в них, как минимум, в два раза ниже, чем в промышленности. При этом в некоторых секторах краевой экономики, по данным Красноярскстата, средняя заработная плата женщин примерно на треть меньше заработков мужчин, занимающих аналогичные должности. Специалисты констатируют также постепенное вытеснение женщин из высокооплачиваемых отраслей краевой экономики. Между тем продвижение по карьерной лестнице дается дамам с гораздо большим трудом: действует так называемый фактор “стеклянного потолка”, когда при номинально равных правах мужчин и женщин для последних создаются искусственные барьеры. Среднестатистический работодатель все-таки предпочитает претендента мужского пола. Впрочем это обстоятельство ничуть не мешает красноярским женщинам радоваться жизни. Как заявила руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Татьяна Давыденко, 38 процентов жительниц края считают себя абсолютно счастливыми.
Ольга Анатольевна КАРЛОВА, заместитель губернатора Красноярского края:
Тема “женщина во власти” для России актуальна ровно настолько, насколько сами российские женщины стремятся к власти. Ведь это колоссальная нагрузка психологическая, нервная и даже физическая — с точки зрения ненормированного рабочего времени. Это собственно тот же “трактор” (в духе 30-х годов ХХ века), который уводил женщину-производственницу и ударницу труда от мужа, детей, домашнего хозяйства, словом от семьи. В те времена это было логично: основной ценностью был объявлен социалистический коллектив, была уничтожена вся базисная инфраструктура семьи: частная собственность, семейный бизнес, институт наследования, семейный врач, юрист и так далее. Мы с вами свидетели того, к чему это привело: век спустя не только значительное число мужчин избегают семейных уз, но мы стали свидетелями более страшного тренда — определенное число женщин теряет материнский инстинкт. Нации старой Европы, а вместе с ней и России переживают кризис, заставляющий правительства принимать меры по стимулированию рождаемости, во-первых, и стимулированию родительско-педагогических функций, во-вторых. В этой ситуации тема “женщины во власти” видится в несколько ином ракурсе. Если рассматривать не только “первый ряд” руководителей, а весь тот или иной властный орган, то женщин в нем, как правило, не меньше, а даже больше, чем мужчин (в полном соответствии с реальным гендерным балансом). Большая семья для женщины-матери с трудом совместима с большими рабочими нагрузками. Да и не каждый муж согласен, что называется, стать “матерью семейства”. Во многом поэтому, дойдя до должности руководителя среднего уровня или заместителя, далеко не всякая российская женщина стремится выше. Другое дело женщина-политик, играющая, так сказать, “соло во власти”. Это достаточно редкое явление не только в России, но и в мире. И каждый раз — явление особенное, индивидуальный карьерный путь в политику.