Общество

Проект красивый, ждём результатов. РУСАЛ рассказал учёным о перестройке КрАЗа

Металлурги собираются внедрить современную и экологичную технологию производства алюминия.

Проект красивый, ждём результатов. РУСАЛ рассказал учёным о перестройке КрАЗа

В 2020 году Красноярский алюминиевый завод перевёл всё электролизное производство на технологию “Экологический Содерберг”, разработанную инженерно-технологическим центром РУСАЛа. Она входит в перечень наилучших доступных технологий и более безопасна для окружающей среды. Между тем металлурги собираются внедрить ещё более современную и экологичную технологию производства алюминия. И делятся своими планами с властью, экоактивистами, учёными, журналистами и для этого организовывает презентации и обсуждения.

Очередная из таких встреч прошла на КрАЗе в рамках заседания научно-технического совета министерства природных ресурсов Красноярского края, а перед тем, как пройти в конференц-зал, его участники совершили обстоятельную экскурсию по цехам предприятия.

“Прозрачные” цеха

— В последний раз я был на КрАЗе со студентами лет десять назад, — поделился впечатлениями от экскурсии профессор кафедры экологии и природопользования СФУ Юрий Григорьев. — Мы как раз смотрели, как здесь организованы природоохранные мероприятия. Когда заходили туда, где были старые электролизёры, то не видели друг друга на расстоянии дальше десяти метров из-за поднимавшегося пара. Сейчас ситуация совершенно другая. Цеха “прозрачные”, оборудованы системами мониторинга. Когда работники буквально на минуту открыли люк, чтобы показать нам, что происходит с алюминием, датчики сразу выдали информацию о том, что воздух загрязнён.

Юрию Сергеевичу понравилось, что компания “РУСАЛ”, в которую входит Красноярский алюминиевый завод, решила реализовать проект по снижению нагрузки на окружающую среду самостоятельно, а не по чьему-либо принуждению. И отметил, что если всё делать не за один раз, а постепенно, то грандиозные планы холдинга вполне реалистичны.

Революция на производстве

О программе, которая затрагивает интересы не только КрАЗа, но и всех жителей Красноярска, на пленарной части мероприятия рассказал Иван Ребрик, заместитель директора по устойчивому развитию, директор департамента экологии и климатического регулирования РУСАЛа.

— Мы намерены перестроить половину мощностей завода, переведя их на самое передовое в металлургическом сегменте решение — технологию обожжённых анодов РА-550, — подчеркнул главный промышленный эколог РУСАЛа.

По словам Ивана Ребрика, использование обожжённых анодов позволит не просто значительно снизить выбросы. Они будут вполовину ниже предельно допустимой нормы.

— Какие могут быть сомнения в целесообразности проекта перестройки, если в результате ожидается уменьшение выбросов бензопирена на 100 процентов? — отметил министр экологии и рационального природопользования Красноярского края Павел Борзых. — Это революционный шаг. Кроме того, прогнозируется сокращение выбросов фторидов почти на 70 процентов. Красивый проект, хотелось бы увидеть результаты.

Некоторые участники заседания задавали вопросы, почему за улучшение экологии на КрАЗе взялись именно сейчас. На это русаловцы ответили, что завод ведёт эту работу уже много лет. КрАЗу удалось снизить выбросы предприятия на 37 процентов, а по маркерному веществу КрАЗа гидрофториду — на 76. Это результаты реализации комплексной программы экологической модернизации, к которой приступили в 2004 году по инициативе основателя РУСАЛа Олега Дерипаска. В 2018 году был утверждён комплексный план по уменьшению выбросов до 2024 года, и все его пункты выполняются.

Но перестройка и внедрение технологии обожжённых анодов в план не входили. Это кардинальные решения, обкатанные РУСАЛом на других предприятиях: Саяногорском и Богучанском алюминиевых заводах, и буквально недавно запущенным заводом в Тайшете — это экологически безопасное предприятие станет моделью, по которой будут в РУСАЛе возводить перестроенные заводы — то есть в том числе и в Красноярске.

От паровоза — к локомотиву

По сути РУСАЛ сейчас реализует в Сибири глобальные по своим масштабам задумки. Впервые за всю историю алюминиевой промышленности на территории одного федерального округа перестраиваются сразу четыре предприятия, в числе которых — КрАЗ, пущенный в эксплуатацию в 1964 году и выпускающий 1 015 тысяч тонн крылатого металла в год. И этого объёма завод не изменяет уже более десяти лет — этот же миллион тонн в год планируется производить и на новом перестроенном КрАЗе.

Технологическую эволюцию, которую прошёл Красноярский алюминиевый завод с момента своего основания, можно сравнить с тем, как на российской железной дороге паровоз трансформировался в локомотив. В том, что касается преобразований, которые затеваются сейчас, имеет значение не только снижение нагрузки на окружающую среду. В новых корпусах для работников будут созданы лучшие условия труда, и качество выпускаемой продукции повысится. Именно поэтому губернатор и правительство Красноярского края относятся к проекту с одобрением.

Кто-то переживает, что в результате автоматизации большинства процессов в новых цехах произойдёт сокращение персонала. Наоборот, появятся новые рабочие места. . И уже на перестроенном заводе будут востребованы высококвалифицированные кадры. В том числе для того, чтобы привлекать и удерживать сотрудников РУСАЛ создаёт комфортные условия не только труда, но и жизни в целом – компания планирует даже строить отдельные жилые кварталы: с домами малой этажности, озеленением, детскими садами и школами.

— Бизнес должен развиваться в комфортных условиях, — заметил Иван Ребрик. — А это значит, что должно быть комфортно нашим сотрудникам и людям, которые находятся в зоне ответственности нашего бизнеса.

Акцент

При производстве алюминия по новой технологии в ёмкость электролизёра помещается обожжённый анод из углерода. Под воздействием электрических полей происходит реакция, в результате которой и получается крылатый металл. При этом выделяется кислород, который окисляет анодные блоки. Они буквально истончаются, но отправляются не на свалку, а на переработку для вторичного использования. На их место устанавливаются новые. Применение обожжённых анодов позволяет обеспечить непрерывность производственного процесса, добиться наилучших показателей по энергозатратам, а также сократить выбросы в окружающую среду.

Эффект

Для переустройства цехов на четырёх сибирских заводах РУСАЛу потребуются подрядчики на выполнение самых разных видов работ. Нужны будут и водители, чтобы возить бригады на стройплощадку и обратно. Кто-то будет поставлять материалы, оборудование, потребуются повара, чтобы кормить рабочих. Таким образом, будет создано большое количество дополнительных вакансий.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА