Новости

Кто в лифте хозяин

Кто в лифте хозяин

Государство поможет собственникам.

Одна из излюбленных страшилок голливудских фильмов — падение лифта, сопровождающееся массой спецэффектов — визгом стали, криками, снопами искр и огненным шаром, как от хорошей тротиловой шашки. Трудно сказать, действительно ли такие ужасы случаются в Америке, но в России, по уверениям специалистов, подобное невозможно.

Юрий Лаптев, директор ООО “Щербинские лифты” (официальный представитель Щербинского лифтостроительного завода в Красноярске), считает, что меры безопасности, применяемые в современной лифтовой технике, полностью исключают вероятность катастрофы. Судите сами.

Кто в лифте хозяин
Кто в лифте хозяин

Кабина лифта крепится на четырех тросах, каждый из которых выдерживает 12-кратную допустимую нагрузку. Мало этого, при малейшем изменении скорости лифт намертво стопорится (это, кстати, разъяснение того, почему любители попрыгать в кабине получают столь плачевный результат). А открыть руками дверь современного лифта, чтобы посетить шахту, под силу разве что Терминатору. Однако если свободные полеты в лифтовых кабинах нам не угрожают, это не значит, что проблем нет.

Еще несколько лет назад состояние красноярских лифтов вызывало у специалистов глубочайшую тревогу. Лихие 90-е не могли не сказаться на этой сфере коммунального хозяйства. Прервался процесс планомерной модернизации и замены. В итоге в начале ХХI века из 4 000 городских лифтов около 650 полностью выработали свой ресурс. Чтобы остановить разрушительную динамику, требовалось радикальное решение. Им стало принятие целевой Программы развития лифтового хозяйства Красноярска на 2004—2010 годы.

Сегодня, подводя итоги трех лет выполнения программы, заместитель главы города, начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук оценивает их как успешные.

За три года было заменено 108 лифтов и 420 капитально отремонтировано с продлением срока службы.

Программа продолжает действовать. Но изменилась законодательная база. Более 70 процентов квартир в Красноярске сегодня приватизированы. А это означает, что горожане стали хозяевами не только квартир, но и лестничных клеток, подвалов, чердаков. И лифтов. И это накладывает определенные обязанности: ведь собственность — не только право. С 2008 года по всей стране меняются подходы к ремонту и замене лифтового хозяйства. Формально лифты должны содержаться, ремонтироваться и покупаться за счет жителей. Однако государство понимает, что такие расходы (в первую очередь по замене лифтов) неподъемны для наших граждан. Поэтому был принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. © 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, согласно которому государство создает фонд, его средства будут использоваться для модернизации коммунального, в том числе и лифтового хозяйства. Эта программа рассчитана на 4 года. Сегодня в крае утверждается региональная программа развития ЖКХ, которая затем будет согласована на федеральном уровне. Под эту программу будут выделены средства федерального и регионального бюджета. По словам Виктора Ящука, это позволит в течение 2008—2009 годов заменить 110—120 лифтов.

Однако это не означает, что государство полностью берет на себя заботу о лифтовом хозяйстве. Подход следующий. При замене лифта 95 процентов расходов — государственные. А 5 процентов должны заплатить собственники жилья. Если в среднем замена лифта вместе с работами сегодня обходится в 1 200 000—
1 400 000 рублей, то можно подсчитать, что жители должны внести 60—70 тысяч от этой суммы. Это сравнительно небольшая доля, и государство, разумеется, могло бы полностью взять на себя все расходы. Но, как считает Виктор Ящук, мера эта прежде всего воспитательная. Ведь мало быть собственником — надо стать еще и хозяином. А практика показывает, что люди мало дорожат тем, что достается им даром. Взять те же лифты. Да, сегодня они делаются антивандальными. То есть полностью металлическими. Вплоть до кнопок, которые невозможно ни срезать, ни поджечь. То есть сломать что-нибудь там трудно. Но разукрасить лифт неудобочитаемыми надписями — запросто. Кто это делает? Наши же дети, которым не объяснили, что эти художества обойдутся в копеечку их родителям, а когда они подрастут — им самим.

Конечно, есть вопрос: а смогут ли собственники жилья организовать на должном уровне обслуживание достаточно сложных технических устройств? Не появится ли желание сэкономить на этом? С точки зрения Виктора Ящука, в плане обслуживания ничего не должно поменяться. Собственники ведь не сами по себе. Они объединяются в ТСЖ, которые и заключают договор на техническое обслуживание и эксплуатацию лифтов. Если нет ТСЖ, то точно такие же договоры заключает управляющая компания. А кроме того действует надзорная служба, которая при несоблюдении правил технической эксплуатации может просто отключить и опечатать лифт. Так что альтернатива желанию сэкономить на обслуживании лифта — ходить пешком.

Новые подходы сказались и на целевой Программе развития лифтового хозяйства Красноярска. Сегодня город имеет право тратить бюджетные деньги только на то имущество, которое ему принадлежит. Это привело к необходимости радикального пересмотра программы. В 2008 году муниципальные средства будут использованы для модернизации лифтового хозяйства муниципальных общежитий. Надо заметить, что ограниченность бюджетных средств не позволяла ранее провести здесь масштабную модернизацию. В результате, из 57 лифтов, находящихся в муниципальных общежитиях, 36 отслужили от 25 до 30 лет и выработали свой ресурс.

Пересмотр программы позволил сконцентрировать муниципальные средства на решении этой проблемы. В 2008 году будет заменено 23 лифта. По остальным будет произведена диагностика, которая позволит наметить план работы на следующий год. Таким образом, в ближайшие два года “авральные” работы будут, очевидно, завершены. А дальше — полузабытое планомерное обслуживание и дальнейшее развитие лифтового хозяйства города. И здесь есть весьма интересные возможности. К примеру, по словам Юрия Лаптева, в Московской области сегодня реализуется программа оснащения как старых, так и новых многоэтажных домов лифтами и подъемниками для инвалидов. И если когда-нибудь подобная программа появится в нашем городе, то за технической стороной вопроса дело не станет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА