Новости
Не счесть алмазов в каменных пещерах
Проблемы на три миллиарда Городская казна — это не хранилище, набитое сокровищами. Нет здесь ни драгоценных каменьев, ни золотых слитков. В казну города входит разнообразное имущество: от зданий и инженерных сооружений до оргтехники и стульев. Ценность части этого имущества очевидна, ценность некоторых объектов — под сомнением. К примеру, сколько стоит использованная проектно-сметная документация? Очевидно, сегодня — уже нисколько. Тем не менее когда-то на нее были затрачены средства, и этот факт как-то надо учитывать. По словам начальника отдела казны департамента муниципального имущества и земельных отношений Галины Кудриной, проще было бы предприятиям, передающим сегодня в казну груды пыльных бумаг сомнительной стоимости, просто списать эти затраты. Тем более что проектные работы уже давным-давно выполнены. Тем не менее городская казна имеет совершенно определенную цену. По итогам прошедшего года стоимость имущества казны превысила 3 миллиарда рублей. Отнюдь не за счет инфляционного роста. К казенному имуществу за год добавились около 700 объектов. В основном — здания, строения, сооружения и объекты инженерной инфраструктуры, принятые от ликвидируемых муниципальных предприятий: МУПП “Водоканал”, МП “Гортеплоэнерго”, МП “Красный Яр”, МП КПАТП © 2, МП КПАТП © 7, ПЖРЭТов, дорожных предприятий, а также от организаций различных форм собственности. Кстати, если перевести стоимость имущества казны в благородные металлы, то получится более 4 тонн золота или более 200 тонн серебра. Ценность, что и говорить, немалая. Правда, как говорилось, не всегда ликвидная. Важнейшей задачей прошедшего года стали работы по постановке имущества казны на бюджетный учет. С одной стороны, бухгалтерия — тема в обыденном сознании сухая и специфическая. С другой стороны, работа была по-настоящему творческая. Хотя бы потому, что все это внове не только в Красноярске, но и по всей России. Нет детально разработанных методик, готовых рекомендаций. А вопросов возникает множество. В этой ситуации кто-то не торопится, ждет, пока более предприимчивые соседи сделают первые шаги, набьют шишек и наработают какой-то опыт, которым можно воспользоваться. Другие проявляют инициативу, понимая, что чужой опыт не заменит собственного. Тех, кто готов быть первыми, всегда меньшинство. Сегодня считаные города на территории России стали первопроходцами в освоении бюджетного учета объектов казны. Среди них — Красноярск. Правда, из соседей раньше начали новосибирцы. И вначале наши специалисты ездили к соседям, дабы познакомиться с их опытом. Это пригодилось, для того чтобы на первых порах не наступать на те же грабли. Кстати, несмотря на некий дух соревновательности, муниципалитеты — и ближние, и дальние — готовы делиться друг с другом своими наработками. На самом деле задача стояла сложнейшая. Понятно, что бухгалтерский учет позволяет значительно улучшить качество управления муниципальной собственностью. Однако сегодня многократно увеличивается документооборот. На один объект казны необходимо составить и подписать 13 документов. Понятно, что необходимо максимально широкое использование современных информационных технологий. Однако здесь есть определенные сложности. Реестр муниципального имущества ведется в одной программе, а бухгалтерский учет в другой — “1С: Бухгалтерия”. Необходимо было создать промежуточный модуль, который состыковывал бы эти программы. Задача нетривиальная хотя бы потому, что для ее решения необходимо знать не только программные средства, но и освоить специфику департамента муниципального имущества и земельных отношений. По словам Галины Кудриной, разработчики — Внедренческий центр Сарычева — успешно справились с этой задачей. Недавно в Красноярске побывали новосибирцы. И весьма удивились. Дело в том, что красноярцы начали работу по бюджетному учету на четыре месяца позже западных соседей, но темпы ее оказались чрезвычайно высоки. Достаточно сказать, что на бюджетный учет поставлено 1 209 объектов балансовой стоимостью около 2,5 млрд руб. Впервые сдан баланс департамента, включающий объекты казны. Поразил гостей и архив, в котором хранятся реестровые дела. По словам заместителя начальника департамента Олимпиады Пятковой, реестровое дело — почти история болезни. Здесь собрана вся информация, касающаяся объекта с момента его принятия в муниципальную собственность. На каждый объект казны формируется реестровое дело, которое затем поступает в архив. Это документы, которые хранятся бессрочно. Что касается архива, то гости сказали, что видели что-то подобное лишь в фильмах, где показываются сверхсекретные военные объекты. В нашем архиве используются новейшие технологии хранения. Высокая автоматизация, поддержание постоянной температуры и влажности, защита от проникновения злоумышленников. Кое в чем Красноярск оказался впереди всей России. Например, пока еще никто не учитывает в казне земельные участки. Именно красноярцы оказались здесь первыми. В состав нашего казенного имущества включены около 100 земельных участков кадастровой стоимостью порядка полутора млн руб. На самом деле, учет земельных участков имеет свою специфику, связанную с важнейшим отличием земли от помещений, оборудования, транспорта и иных объектов бухгалтерского учета. В чем это отличие? Приобретается, к примеру, автомобиль. По мере эксплуатации он изнашивается. Этот износ отражается как амортизация. Иначе говоря, ежемесячно приобретенное оборудование теряет часть стоимости, до тех пор пока она не окажется равной нулю. После этого имущество можно списать. Правда, зачастую оборудование продолжает работать и после полного износа. К примеру, некоторые инженерные сети в городе давно уже полностью выработали свой ресурс, но, тем не менее, продолжают эксплуатироваться. Причина банальна — нет средств для обновления. Так вот. Износу подвержено все. Даже здания и сооружения имеют срок службы. А вот земля — нет. С течением времени стоимость земельного участка не уменьшается, а увеличивается. Вопрос — как отразить это в бухгалтерском учете? Выходом из ситуации стал некий парадокс. Землю отнесли к нематериальным или непроизводственным активам, которые также не амортизируются. Парадокс в том, что вряд ли о земле можно сказать, что она не материальна. Однако бухгалтерия — вещь достаточно консервативная. Начали учет и жилого фонда. Сегодня объектами казны являются не только нежилые помещения, но и неприватизированные квартиры. Как и в любом новом деле, здесь достаточно тонких мест. В муниципальной собственности примерно 90 000 квартир, что составляет около 35 процентов от общего количества квартир в Красноярске. Все эти объекты надо проинвентаризировать, зарегистрировать. Что интересно, далеко не все красноярцы желают приватизировать жилье. Возможно, это связано с состоянием жилых помещений (это далеко не лучшая часть жилого фонда), возможно, сегодня многие уже понимают, что право собственности накладывает и ответственность по содержанию и ремонту. Тем не менее приватизированных квартир в целом больше. Даже в общежитиях от 5 до 15 процентов комнат уже приватизировано. И это порождает проблемы с общедолевой собственностью — лестничными клетками, коридорами. Общедолевая собственность, как известно, регистрации не подлежит. Обслуживать ее — ремонтировать, поддерживать в нормальном состоянии — необходимо. Но куда сложнее об этом договориться, если собственников много. Кстати, уже на этапе инвентаризации возникают проблемы. Кто может сегодня сказать, в скольких квартирах проведена неузаконенная перепланировка? Достаточно привести следующий пример, касающийся юридических лиц. Для постановки на бюджетный учет в 2007 году проводилась плановая инвентаризация казенных объектов. За год было обследовано 337 таких объектов. Казна — растущий организм. В ней всегда останутся объекты, необходимые местному самоуправлению для выполнения своих функций. Всегда останутся объекты образования, здравоохранения. Добавляются новые. К примеру, сегодня в соответствии с законом о поддержке малого и среднего бизнеса создается перечень объектов, не подлежащих приватизации, — они тоже являются составной частью казны. И еще одно. Малозначительных объектов для казны нет. К примеру, сегодня в городе возникла проблема, что делать с детскими городками, хоккейными коробками, ранее принадлежащими ликвидируемым ПЖРЭТам. Отдать их ТСЖ? Но у тех и без того денег не густо. Управляющим компаниям? Но, оказывается, в России уже есть примеры, когда предприимчивые дельцы, приватизировавшие детские городки, пускают туда детей из соседних дворов за плату… Так что алмазов и золота на три миллиарда в казне города нет. А вот проблем на эту сумму — вполне хватает. Вячеслав ЗАСЫПКИН