Новости

Дубровский с Машей “отдыхают”

Дубровский с Машей “отдыхают”

Слух о третьем обязательном ЕГЭ, поясняет ситуацию заместитель руководителя агентства образования Красноярского края, возник не без оснований. Согласно Положению об итоговой аттестации 1999 года экзамен по русскому языку и литературе проходит в форме сочинения, за которое выставляется две оценки — по русскому и литературе. Но так как в крае сдается русский обязательно в форме ЕГЭ, то писать сочинение или изложение выпускники не могут. На это указывает другой документ — письмо Министерства образования, которое запрещает сдачу в альтернативных формах экзаменов итоговой аттестации, если субъект Российской Федерации участвует в эксперименте по ЕГЭ. Получается, что литература как бы “провисает”, то есть Положение 1999 года фактически не выполняется.

Предполагалось, что в 2008 году Министерство изменит Положение, но пока этого не случилось.

Это и есть причина патовой ситуации. Временно ее разрешили, отказавшись от ввода третьего обязательного единого государственного экзамена по литературе. Но вопрос окончательно не закрыт. Поэтому вполне возможно, что в 2009 году одиннадцатиклассники уже будут сдавать литературу в формате обязательного ЕГЭ.

Споры о том, каким должен быть ЕГЭ по литературе и нужно ли его сдавать вообще, идут давно. Не раз в различных командировках министру образования и науки Андрею Фурсенко приходилось выслушивать разочарованных учителей-предметников: экзамен по литературе нельзя сдавать в виде тестов, напоминающих больше задания из популярной телеигры “Кто хочет стать миллионером?”. Разве можно всерьез выбирать варианты ответа на вопрос типа “Где познакомились Маша и Дубровский?”. Разве в этом знание предмета? Ведь литература — это наука вопросов, а не литература ответов.

Профессор кафедры русской литературы Красноярского педагогического университета Борис Чмыхало убежден, что проверять знания по гуманитарным предметам при помощи тестов, которые подразумевает ЕГЭ, — более чем некорректно.

— Тесты не позволяют оценить умение выражать свои мысли и обсуждать прочитанное, — говорит Борис Анатольевич. — Более того, на мой взгляд, сама система ЕГЭ не приемлема для России. Традиции нашего образования, в котором масса преимуществ перед западными образцами, совершенно иные. Брать за основу заграничные кальки — просто абсурдно.

В школах к единому государственному экзамену понемногу притерпелись. Педагоги научились натаскивать специально под ЕГЭ даже троечников. И даже сумели оценить некоторые преимущества новой системы. Например, среди плюсов — детям не нужно сдавать экзамен дважды, с оценками итоговой аттестации они могут поступать в вузы, в том числе и столичные.

Негативное отношение у некоторых учителей к ЕГЭ сложилось, считает заместитель руководителя краевого агентства образования Андрей Лученков, по причине того, что теперь преподаватели не могут ставить субъективные оценки ученикам. Проверяются работы в Москве, при помощи специальной компьютерной программы. И независимая оценка является не только показателем успеваемости выпускника, но итогом работы учителя.

Но, к сожалению, как показывает практика, ЕГЭ не дает объективный срез по знаниям ученика.

— Талантливый ребенок легко может провалиться на ЕГЭ, — говорит учитель русского языка и литературы Нина Краснова, — если думает и ведет себя нестандартно. Особенно это касается такого сложного и неоднозначного предмета, как литература. Часто одаренные дети не вписываются в рамки и шаблоны, разработанные для среднестатистической аудитории.

Как говорит Андрей Лученков, министерство прислушалось к мнению педагогов. В конце прошлого года эксперты Федеральной предметной комиссии по литературе и сотрудники Федерального института педагогических измерений создали новую версию контрольно-измерительных материалов (КИМов) к этому экзамену. В новом варианте КИМов вопросов кроссвордного типа нет.

Вопросы из демоверсии ЕГЭ по литературе:

— Назовите сражение, которое описывается в приведенном фрагменте романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

— Прообразом какого легендарного военного события, также описанного в “Войне и мире”, стало это сражение?

— Что испытывает Тушин вместо оправданного в данных обстоятельствах чувства страха? Выпишите соответствующее слово из текста.

— В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской “мыслью народной?”

— Убрали все задания типа А с возможностью выбора ответа из нескольких представленных, — рассказывает Андрей Владимирович. — Когда мы предлагаем школьникам готовые ответы, среди которых есть и ложные, в голове у ребенка все смешивается и оседает в подсознании. Это вовсе не способствует полноценной проверке литературных знаний. Остались вопросы только уровня B и C: анализ художественного текста или лирического произведения. Выросла доля заданий с развернутым ответом, требующих связного высказывания по проблематике фрагмента из произведений. Здесь требуется уже полноформатный развернутый ответ. Можно увидеть ход мысли ученика, последовательность его размышлений, глубину понимания. Система тестов по ЕГЭ постоянно совершенствуется, и не только по литературе.

Для сведения

Каким образом планируется проведение экзаменов в этом году? По результатам проведенного на прошлой неделе совещания в Москве, в котором участвовали представители Красноярского края, выработаны следующие позиции. В Красноярском крае, который участвует в эксперименте с 2002 года, выпускники будут сдавать ЕГЭ по двенадцати предметам. Обязательными для сдачи после одиннадцатого класса являются два предмета: математика и русский язык. Остальные предметы, в том числе и литература, являются предметами по выбору. Всего школьник должен сдать пять предметов. Если ученик по трем оставшимся предметам выбирает такие, как химия, физика, обществознание, история России, география, английский, немецкий, французский языки, литература, то он должен сдавать их только в форме ЕГЭ. Для тех предметов, которые не входят в заветное число двенадцать допускается так называемая традиционная форма сдача — по билетам. Эти результаты также будут засчитаны в аттестат.

Что касается отметок. К двум обязательным предметам и литературе будет применяться следующая система. Если годовая была, например, пять баллов, а в итоговой аттестации ученик получает четыре, то округленное в большую сторону среднее арифметическое число двух оценок будет являть итогом, который и войдет в аттестат. То есть в данном случае в аттестате у выпускника будет стоять пять. Если ребенок сдает ЕГЭ на два, а годовая была три, то в аттестат ему выставляется тройка. То есть не сдать эти три предмета ученик, если он допущен к итоговой аттестации, в принципе не может.

Иная ситуация с предметами по выбору (кроме, повторюсь, литературы). Еще в прошлом году и для них действовал принцип “плюс 1 балл”. В 2008-м его нет: какую оценку ученик получит на ЕГЭ, такая и пойдет в аттестат. Объяснение этому следующее: если человек выбрал данный предмет, значит, знает его и уверен в своих силах.

Что касается двоек по необязательным предметам. Если двойка одна, то школьнику будет дано право в резервный день экзамен пересдать. Предыдущий результат будет аннулирован в федеральной базе. Во всех других случаях (то есть если “неудов” больше) ученику выдадут справку установленного образца об окончании школы, куда будут включены итоговые оценки. Этому выпускнику будет предоставлено право пересдачи только через год.

С 2009 года, согласно принятому в этом году закону, ЕГЭ будет проводиться в России в штатном режиме, как обязательная единая форма оценки знаний выпускников школ.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА