Новости
А нас не спросили?
Новые законы позволяют жителям влиять на градостроительную политику Смена формации, произошедшая, в общем-то, не так давно, повлекла за собой значительные изменения в российском законодательстве. Коренные поправки коснулись практически всех направлений нашей жизни, и строительная отрасль не стала исключением из этого списка. Любопытно, что и в самой отрасли довольно сложно найти направление, которое бы не задели законодательные инициативы. При этом некоторые правовые акты последнего времени, как и все новое, вызывают довольно неоднозначную реакцию со стороны общественности, а ряд документов и сегодня подвергается критике. — Наверное, одним из самых спорных стал закон “О техническом регулировании”, — говорит директор АНО “Красноярскстройсертификация” Юрий Стоян. — Согласно этому документу в России должны быть преобразованы все ГОСТы и СНиПы. 170 тысяч документов заменяют на 173 государственных технических регламента. С одной стороны, я считаю, что это необходимая мера — старая система технического регулирования, существовавшая во времена СССР, не соответствует рыночным отношениям. Но, с другой стороны… многие эксперты не уверены в том, что мы успеем провести эту работу к заявленному сроку — 2010 году. Еще одним, не менее спорным, вопросом стала законодательная инициатива об отмене лицензирования строительных организаций. Впрочем, и в данном случае все соглашаются с тем, что существовавшая многие годы система требует замены на более гибкую модель, отвечающую требованиям времени. В то же время пока не ясен механизм “вступления в должность” новых компаний, собирающихся работать на этом рынке. Но, наверное, самые серьезные изменения произошли в той сфере, которая связана с привлечением населения к участию в градостроительной деятельности. Решения, которые были приняты в данном направлении, можно было бы смело назвать революционными. — Согласно новому Градостроительному кодексу все действия органов местного самоуправления в области градостроительства должны быть максимально прозрачными и демократичными, — говорит исполняющий обязанности начальника управления архитектуры администрации Красноярска Инна Федотова. — Законодатель предлагает подробно обсуждать все вопросы, привлекая к этому население. И действительно, еще пару десятков лет назад невозможно было себе даже предположить, что горожане примут участие в обсуждении планов по строительству новых общественных и жилых зданий, а сегодня это становится реальностью. Вернее, должно становиться. Впрочем, о том, что мешает воплотиться в жизнь всем благим намерениям, мы поговорим несколько позже, а пока расскажем о правах жителей. В мае 2007 года в Красноярске приняты “Правила застройки”, согласно которым краевой центр поделен на функциональные зоны. Каждая из них имеет свой регламент: им определены виды разрешенного использования территории. Естественно, придирчивее всего представители местной власти отнеслись к зоне жилой застройки. — Во-первых, для каждой, в том числе и для жилой зоны определены основные и вспомогательные виды использования, а по условно-разрешенным видам использования застройщик в принципе не может возвести объекты без предварительного обсуждения вопроса на публичных слушаниях, — рассказывает Инна Федотова. — А, во-вторых, на каждом участке существуют свои основные параметры разрешенного вида использования (этажность, плотность застройки и другие), и изменить их также можно только по итогам обсуждения на публичных слушаниях, в которых могут принять участие представители населения застраиваемых микрорайонов. Для того чтобы подробнее разобраться в данной теме, приведем следующий пример. Так, в число вспомогательных (или условно-разрешенных) видов использования жилой зоны регламентом определено строительство предприятий общественного питания. Но для того чтобы построить в спальном районе ресторан, необходимо согласовать это решение не только с представителями власти и всех заинтересованных служб (санитарной, пожарной, экологической), но и заручиться поддержкой общественности. А сделать это можно, согласно действующему законодательству, только в рамках общественных слушаний. И если в ходе такого обсуждения жители выступят с резкой критикой проекта, то строительство не разрешат. Теперь разберемся с параметрами. Как мы уже отметили, они индивидуальны для каждого участка, относящегося к жилой зоне. И в том случае, если инвестор намерится возвести здание, выходящее за установленный регламентом параметр этажности или плотности застройки, то этот факт также необходимо обсудить на общественных слушаниях. И в данном случае несогласие населения тоже является поводом для отказа в разрешении строительства. — В принципе, в законе учитывается мнение жителей, однако проблема в том, что они не всегда его высказывают, — говорит Инна Аркадьевна. — Люди не обращают внимания на информацию об общественных слушаниях (а она размещается в газете “Городские новости” и на сайте администрации города), не приходят на такие мероприятия, а потом говорят, что решение о новом строительстве в жилых зонах принимается без ведома населения. Возможно, проблема в том, что используемые средства оповещения не совсем эффективны, однако же иных не предусмотрено законом. Поэтому я бы хотела призвать жителей к внимательности и активности — только в этом случае вы сможете принять реальное участие в формировании градостроительной политики города.