Новости

“Зайцы” - имя собственное

“Зайцы” - имя собственное

Мим-театру исполняется 20 лет

О существовании в нашем городе мим-театра “За двумя зайцами” знают практически все. Многие бывали в его уютном камерном зале, смотрели необычные смешные спектакли. Но название правильно понимают только те, кто знает, что создателями, руководителями, режиссерами, актерами мим-театра в течение вот уже 20 лет являются Ирина и Валерий Зайцевы. Вот так: “Зайцы” — имя собственное и объединяет не тех, кто “не поймает”, а тех, кто следует за этими людьми, их талантом и творчеством.

Расспрашивать о театре, его истории обоих Зайцевых одновременно непросто: они перебивают друг друга, спорят, путаются “в показаниях” или закатываются смехом, вспомнив что-то веселое. При этом Валерий Николаевич ответственен за цифры — даты, названия городов и фестивалей, имена актеров. К Ирине Валерьевне — за эмоциями, субъективным восприятием того или иного периода жизни ИХ театра.

20 копеек авансом

История мимов на красноярской земле началась летом 1987 года, когда под давлением квартирного вопроса, окончив институт, Ирина и Валерий переехали в Красноярск — с новенькими дипломами, очень хорошим настроем, большими планами… “Мы были молодыми специалистами, женаты, и нам очень хотелось работать, что-то делать, — рассказывает Ирина Зайцева. — К тому же в плане идеологии уже подул ветер перестройки, уходили из моды агиттеатры, и можно было говорить, мечтать, начинать что-то новое”. А в Питере студенты Зайцевы видели много интересных альтернативных театральных коллективов, работающих в жанре пантомимы, клоунады, театра абсурда, причем выраставших из любительского искусства. “И вот со всем этим багажом, с этой эстетикой мы нарисовались сюда”, — улыбаются они.

В сентябре того же года в маленьком подвальном помещении ДК КрАЗа, в котором вот уже 20 лет живет театр, собралась для репетиций первая труппа — школьники и студенты со всего города.

— Но до этого мы с Валерой вдвоем ремонтировали “дом”, в котором встречали людей: устелили паласами пол, повесили простейшую драпировку на стены и… привезенные афиши питерских коллективов, — рассказывает Ирина Валериевна. — Они не только создавали атмосферу, но и давали первую информацию о новых для людей жанрах. Потому что сначала все начиналось с ликбеза: что такое пантомима, клоунада.

С набранными студийцами, которых, кстати, пришло около 60 человек, молодые педагоги стали заниматься. Примерно через полгода произошел естественный отбор, и 20 оставшихся актеров-любителей 1 апреля показали спектакль-сочинение “На свободную тему”: “Спектакль получился смешным, дело было по весне, и мы решили: так когда же еще заявить о себе, как не 1 апреля? Концерт прошел очень хорошо, и мы стали считать день смеха днем рождения театра”, — вспоминает Валерий Николаевич.

Кстати сказать, название “За 2мя зайцами” появилось не сразу — поначалу театр назывался “Жест”, но на фестивале в Челябинске оказалось, что “Жестов” в России пруд пруди. Стали придумывать новое оригинальное имя, даже коробку поставили около сцены, в которую все желающие могли бросать бумажки со своими вариантами.

— Я помню момент, когда мы с Валерой сидели на первом ряду зрительного зала и перебирали разные дурацкие варианты: капель, апрель. И он сказал: “Может, “За 2мя зайцами?” Нас же двое”. А потом позвонили нашему педагогу Елене Викторовне Марковой, сказали ей название, и она ответила: “С меня 20 копеек”. Значит, одобрила. Но звучит это только в связке: мим-театр “За двумя зайцами”, руководители Ирина и Валерий Зайцевы. Иначе у всех ассоциируется с пословицей. Если честно, мне долго казалось, что это плохая метафора, и мы так ничего и не поймаем, — признается Ирина Валерьевна.

В то первое лето молодой театр активно работал на уличных площадках — без сцены, микрофонов, музыки, — актеры просто выбирали под солнцем место и разыгрывали свои номера в кольце людей. Прохожие же удивлялись, смеялись и узнавали о новом театре.

Первые годы были богаты на фестивали, премии, дипломы. Многие номера из спектакля-сочинения “На свободную тему” перекочевали в следующий спектакль — “Мим-концерт”, за игру в котором Валерий Зайцев в 1991 году в Казани получил свой первый приз — за лучшую мужскую роль.

Взлеты и падения

За 20 лет существования театра в нем было много разных периодов — например, кризис, когда после выхода мим-концерта часть труппы просто ушла.

— Мы всегда хотели создать настоящий, стабильный, профессиональный некоммерческий театр. И вдруг часть артистов по разным причинам уходит и в составе получается дыра. Сейчас мы уже понимаем, что это закон: люди приходят, уходят, и не потому, что им стало неинтересно или любить перестали, а просто потому, что это жизнь, естественный процесс. Но раньше очень по этому поводу переживали, — говорит Ирина Валерьевна. — Поэтому на тот момент в театре было очень неуютно — возник конфликт между нами и артистами, я запереживала: надо играть, работать, механизм запущен, и вдруг такая нестабильность. И вопрос был поставлен ребром: или работаете, или уходите. И актеры ушли. Я тогда была очень категоричная. Сейчас уже опыт пришел: чего стучать по столу? Это не помогает.

Одновременно с уходом труппы у театра, естественно, слетел репертуар, из него ушли менеджеры. Пришлось набирать новые студии, было очень непросто.

— Но в тот сложный период был создан хороший спектакль. Почему-то наши спектакли нередко называют автобиографичными. Однозначно так сказать нельзя, но, конечно, наши переживания, эмоции отражаются в драматургии, — говорит режиссер. — А тогда очень нужен был хороший детский спектакль, чтобы зарабатывать деньги. И я за одну ночь написала историю о двух игрушках — клоуне и кукле, которые заброшены на чердаке, — так же, как мы тогда были разобижены, уверены, что нас все бросили, оставили одних.

Причем история игрушек в “Клоуне и кукле”, которые знакомятся, дружат, заботятся друг о друге, оживают, получилась одновременно и очень смешной, и грустной. Весь спектакль дети заливались смехом, а к финалу плакали взрослые.

Время “Ё”

Вместе с новым спектаклем театр стал возрождаться — появилась труппа, было создано несколько ярких, хороших детских спектаклей. Но со временем стало заметно, что сильно провисает вечерний репертуар. Срочно нужно было придумать взрослый спектакль, который стал бы собирать зал по вечерам.

Вот так, из необходимости зарабатывать, а еще ситуации — случайно совпавшей безработицы трех ведущих актеров театра — родился спектакль, на протяжении 11 лет считавшийся визитной карточкой “За 2мя зайцами”. Наступил период “Ё”.

— Мы делали упражнения с предметами, и Валера надел на швабру шинель, шапку — получился такой странный человек. Потом он надел все это на себя, добавил нос, и появилось чудо в перьях! Из этого персонажа уже можно было что-то делать. И мы начали придумывать сценки. С первыми заготовками вышли в дружеский капустник, — вспоминает Ирина Валерьевна. — И хоть потом спектакль создавался сложно, премьера состоялась через месяц.

Образы персонажей, ставших друзьями дядюшки Ё — Моряка и Интеллигента, родились и того банальнее: из той одежды, которая была в театре. А в костюмерной на тот момент валялись моряцкий бушлат и старый пиджак. Их разобрали артисты Олег Кучиев и Александр Загибалов, и получился классический театральный треугольник: примитивный, сильный, упорный, тупой мужик; застенчивый умник в очках и странный дядюшка Ё.

— И произошло чудо: мы брали любой предмет и в своих образах обыгрывали его так, что становилось смешно, — вспоминает Валерий Николаевич. — У меня вообще был простой секрет: мой персонаж все видел будто в первый раз. Поэтому с любой вещью я мог играть сколько угодно долго.

Обойдемся без “штанов”

Сегодня у театра новый этап — в течение двух лет отучились студийцы очередного набора, и из них была сформирована молодая труппа. Первого апреля, в то же самое время, на ту же самую сцену, что и 20 лет назад, в юбилейном концерте выйдут и сами Зайцевы, и молодые артисты, и люди из состава первых трупп, и малыши из детских студий. Помимо всего прочего, будет показан и отрывок из нового спектакля, над которым сейчас идет работа.

Еще совсем недавно Валерий Зайцев жаловался на творческую импотенцию. Спектакль “Ё”, сыгранный в театре больше 150 раз, больше не идет, и неизвестно, возродится ли когда-нибудь вновь. Написать что-то новое не получалось давно. И вот наконец в театре появилась труппа, с которой хочется работать.

— Не буду много рассказывать о новом спектакле из-за суеверия, но уверен, что он получится очень интересным для зрителей, — говорит он. — У нас замечательные девчонки. Одна проблема: штанов мало — так в театре называем мужчин-актеров. Но мне это не мешает. Я готов делать моноспектакль, который будет строиться на одном персонаже. Главное, что у меня там будут партнеры, а не статисты. Девочкам это под силу.

И это важно, ведь 20 лет — особенный период в жизни любого театра: он либо умирает, либо выходит на новый этап. Не зря “Лицедеи” в день своего 20-летия пускали по Неве гробы.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА