Новости

Играем в брак

Играем в брак

Школьникам расскажут о традиционной семье

Каждый третий ребенок в России рожден вне официального брака. Все в меньшем авторитете у современных детей прародители — бабушки и дедушки практически потеряли свое влияние на молодежь. К количеству зарегистрированных браков неуклонно подбирается количество разводов.

аже эти единичные факты давно уже стали свидетельством того, что страна переживает кризис традиционной семьи.

Установка на проблемы

Одно время один из красноярских молодежных центров предлагал молодоженам яркий, красочный буклет с советами, который начинался с изображения счастливой пары в свадебных нарядах. А вот вторая страница сразу рассказывала о профилактике абортов и венерических заболеваний.

— По-моему, это крайне неграмотный подход, — уверена Ирина Гагаркина, доцент кафедры психики и наркологии Красноярской медакадемии, председатель президиума региональной общественной организации “Институт семьи”. — Только что образовавшуюся семью как будто программируют на проблемы. И такая литература встречается часто, а вот как поддерживать мир и взаимопонимание в семье — рассказывают немного.

Вопрос о необходимости введения в школьную программу такой дисциплины, как семье­ведение, был затронут на одном из заседаний президиума Совета края, где обсуждались вопросы о реализации приоритетных национальных проектов.

Идея, в принципе, не нова. В восьмидесятых годах дисциплина “Этика и психология семейной жизни” преподавалась в школах. Только вот положительных отзывов о предмете особо не было. Признаться, любому шестнадцатилетнему подростку абсолютно все равно, что лет этак через десять ему придется задумываться о кризисах супружества, планировании детей и отношениях со свекровью.

В семнадцать-восемнадцать лет брачный союз зачастую понимается как возможность вырываться из-под излишней родительской опеки, некий способ “узаконить” интимные отношения.

Но, по словам Ирины Гагаркиной, новая дисциплина напоминать прежнюю будет мало. Занятия по семьеведению рекомендуется строить ни в коем случае не по принципу лекций. Наиболее приемлемая модель — тренинги, ролевое проигрывание ситуаций. Как обязательная дисциплина предмет тоже вряд ли принесет результаты. Здесь, скорее, разумнее преподавать факультативом, курсом по желанию.

Игра в семью

Попытки ввести подобный предмет в школе время от времени делаются в разных российских городах. Наполнение курса, его тематический план — на совести преподавателя, поскольку единых требований к этой дисциплине нет. Формы тоже разные. Где-то уроки проводятся в виде бесед и сводятся к теме контрацепции и личной гигиены, некоторые педагоги предпочитают демонстрировать учебные фильмы и устраивать после просмотра обсуждения. Но наиболее эффективной и интересной формой действительно оказались ролевые игры, когда детей делят на группы и дают совершенно конкретные задачи. Например, как распорядиться семейным бюджетом и подыскать себе подходящее жилье.

— Начнем с того, что многие молодые люди не умеют сейчас даже знакомиться, — рассказывает Валерий Ковалевский, профессор, заведующий кафедрой психологии детства КГПУ, один из идеологов проекта. — Парни и девушки не могут выстроить общение друг с другом, не знают, как разрешать возникающие конфликты. Разумеется, подросткам в таком возрасте кажется, что они умеют и могут абсолютно все. Но талантливый педагог сможет переубедить, заинтересовать ребят и донести до них важную информацию.

По мнению разработчиков проекта, про интимную сторону отношений между мужчиной и женщиной сейчас говорится более чем достаточно. А вот этика, нравственность, психология незаслуженно ушли на второй план.

Хотя одним школьным воспитанием принципы счастливого брака не внушишь. То, что дети подсознательно усваивают модели общения в своей семье, очевидно. “Ребенок, да что он понимает”, — порою отмахиваемся мы от переживаний трехлетнего малыша. А через двадцать лет выросшие дети выдают своим супругам то, что когда-то слышали от собственных родителей.

— Образцы поведения дети ищут в своих собственных семьях. Сейчас изменились роли в обществе, женщина также хочет утвердиться в обществе, уже не желая выполнять лишь роль домохозяйки. От этого зависят изменения в семейном укладе, — говорит Людмила Скакун, психолог. — Однако при всем этом женщина остается женщиной и по-прежнему ждет внимания, одобрения и оценки своих достоинств от мужчины. Дети все это видят, подмечают и потому повторяют своих родителей.

По словам психолога, нужно учитывать и возрастные, и половые особенности детей. Девочки-старшеклассницы с большим интересом относятся к проблеме отношений, чем их сверстники-мальчики. Логичнее было бы консультировать пары, уже собирающиеся вступить в брак, проводить встречи со студентами — это более заинтересованная аудитория.

О папе — осторожно

— Семьи сейчас очень разные, классических все меньше, — говорит Ксения, мама второклассницы Вики. — Тем не менее в каждой растет ребенок со своими понятиями, убеждениями и впечатлениями. Есть дети, которые отца-то никогда не видели. Педагогам в любом случае нужно быть деликатнее с обсуждениями, что такое настоящая семья.

Так, на каком-то из уроков второклашкам предложили нарисовать свою семью, дом, то, чем они занимаются вместе с родителями. Рисунки активно обсуждались, дети рассказывали о своих ощущениях. Восьмилетняя Вика нарисовала честно: себя, бабушку и чуть поодаль, рядом с машиной, вечно занятую маму. Посмотрев, что другие уверенно рисовали папу, себя и маму, держащихся за руки, разревелась. Девочка очень скучает об отце, о котором мама даже говорит неохотно, а бабушка и вовсе обзывает последними словами.

Тем не менее психологи подчеркивают — помимо описания всех преимуществ семейной жизни необходимо каким-то образом рассказывать детям, что счастливый брак, счастливая семья — это большой труд, поиск компромиссов и в чем-то даже самопожертвование. Правда, о последнем в подростковом возрасте даже подумать страшно.

Мнение

Марина, 36 лет:

— Лично у меня от школьного курса по этике и психологии семейной жизни ничего нужного в памяти не отложилось. Помню только почему-то ролевые игры на тему “Кто будет выносить ведро”. Реакция одноклассников на предмет была однозначной — мы буквально глумились над предложенными нам учителем ситуациями. Серьезно предмет тогда не воспринял никто. К тому же вела его учительница, сама не слишком счастливая в семейной жизни. По-моему, у школьников итак сейчас большая нагрузка, и дополнительные предметы совершенно им ни к чему.

Анна Сергеевна, 51 год:

— Конечно, опыт супругов приходит только с годами и только на собственных ошибках. Заранее подсказать выход из тех или иных конфликтов невозможно — жизнь-то непредсказуема. Но в какой-то форме молодежь надо готовить к семейной жизни, рассказывать о роли мужа, жены, родителей. Кроме того, мне кажется, обязательно должны быть консультации — психологов, юристов, где супруги могли бы получить профессиональный совет. У меня вот сын недавно был на грани развода из-за того, что невестка по подружкам советоваться бегала.

Константин, 44 года:

— Такие занятия необходимы девушкам. Мужчина должен быть добытчиком, а женщина по определению и предназначению — хранительница домашнего очага. Сейчас все в обществе перепуталось, от этого и идут разногласия в семьях. Неплохо было бы создать учебник, настольную книгу для женщин вроде “Домостроя”, где четко прописывались бы роли в семье.

Дарья, 16 лет:

— Мне кажется, проблемы надо решать по мере их поступления. Честно говоря, сейчас мне неинтересно слушать, как воспитывать детей и что делать при разводе. Но в целом занятия по психологии нравятся, особенно темы, где рассказывают, как правильно общаться с противоположным полом. Иногда я пользуюсь советами из женских журналов, там тоже есть психологические рубрики.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА