Экономика
«Стараюсь думать, что это задача, а не проблема». Самый молодой министр в правительстве Красноярского края рассказывает о проектах и мечтах
Анна Гарнец заняла пост министра экономики осенью прошлого года.
Анна Гарнец возглавила краевое министерство экономики и регионального развития в конце октября прошлого года. Первое впечатление — энергичная, хорошо образованная женщина с серьёзным опытом государственной службы. “Городские новости” смогли встретиться с новым министром, задать ей несколько вопросов и составить собственное мнение о руководителе одного из ключевых подразделений в системе региональной власти.
Возвращаем свои позиции
— По основным статистическим данным, в 2021 году мы фиксируем в Красноярском крае определённое улучшение экономической ситуации. Однако эта стабилизация, а в некоторых случаях даже рост, носят скорее восстановительный характер, и та положительная динамика, о которой сейчас все говорят, обусловлена серьёзным падением в 2020 году.
По итогам прошлого года наш край по некоторым направлениям вышел на допандемийный уровень. В частности, стабилизировался уровень занятости, и на потребительском рынке у нас неплохая динамика. Это очень хорошо, потому что коронавирус в первую очередь ударил именно по этому блоку. По промышленному производству и другим основным показателям социально-экономического развития основной рост мы прогнозируем в 2022 году. Однако это опять-таки восстановление ранее достигнутых позиций.
Так что, с одной стороны, ситуация в регионе стабилизировалась и прогнозы у нас в целом оптимистичные. С другой — с 2020 года мы живём в совсем другой реальности и поэтому стараемся быть острожными в своих оценках. Краевые власти предприняли и в дальнейшем планируют целый ряд шагов по поддержке и развитию позитивных изменений в экономике, стимулированию инвестиционной активности. Но при этом все держат в голове вероятность того, что некоторые ситуации из 2020 года могут повториться. Так что у каждого нашего решения теперь серьёзный запас прочности.
Прогноз хороший
— Нефтяники запустили у нас в регионе несколько серьёзных инвестпроектов. Крупнейший из них — это “Восток Ойл”, который может вывести наш край в число лидеров по объёмам добычи. Конечно, Ханты-Мансийский округ не догоним, но на уровень в 100 миллионов тонн к 2030 году должны выйти. При этом мы уже сейчас входим в пятёрку крупнейших нефтедобывающих регионов.
Этому способствует и постепенное снятие ограничений ОПЕК+ (организация стран — экспортёров нефти. — Прим. автора). Таким образом, мы прогнозируем в следующем году хороший рост в этой отрасли, что, естественно, скажется на объёме налогов в краевой бюджет.
В металлургии у нас тоже есть и действующие, и новые инвестиционные проекты. Всё это отражается в краевом бюджете. В этом году у нас запланирован беспрецедентный рост доходов и соответствующее увеличение расходов.
Доверие дорогого стоит
— Рейтинг инвестиционной привлекательности у Красноярского края неплохой. По этому показателю мы входим в пятёрку лидеров по России. Это обусловлено целым рядом факторов. С одной стороны — значительный промышленный потенциал территории. Наш регион объективно вызывает большой интерес у людей с деньгами.
С другой стороны, краевые власти создают нормальные условия для бизнеса. Инвесторы у нас в регионе получили действительно серьёзные преференции. В частности, в краевом центре создана особая экономическая зона “Красноярская технологическая долина”. Сейчас там зарегистрировано уже три резидента. В Железногорске выделена территория опережающего развития, в Арктике среднему и малому бизнесу предоставлены льготы по платежам в бюджет. Также введён особый налоговый режим для крупных региональных инвестиционных проектов в ключевых для нашего края отраслях.
Не так давно по федеральному законодательству мы получили право использовать ещё ряд инструментов и механизмов поддержки добросовестных инвесторов. В целом всё это создаёт благоприятный фон для бизнесменов, решивших вложить деньги в региональную экономику.
Отдельная тема — это реализация комплексного инвестпроекта “Енисейская Сибирь”. Готовность края решать такие масштабные задачи в кооперации с другими регионами также привлекла к нам некоторую часть инвесторов.Результат этих усилий неплохой. Если по многим показателям в крае наблюдается, как уже говорилось, восстановительный рост, то здесь ситуация стабильная. Даже в “коронавирусном” 2020 году объём инвестиций у нас увеличился. Тогда в экономику края вложили 42,2 миллиарда рублей — на 10 процентов больше, чем было годом ранее. Это очень позитивная динамика.Особо хочу заметить, что Красноярский край ещё далёк от своего инвестиционного пика. Судя по запущенным проектам и планам наших партнёров, основной рост предполагается в течение следующих трёх лет и даже дальше.
Инвестировать в будущее
— Недавно мы приняли программу комплексного развития территорий Красноярского края, и это достаточно нетривиальное решение. Региональные бюджеты у нас в стране, как правило, формируются по отраслевому принципу. Госпрограммы также создают исходя из приоритетов в отраслях.
Между тем в таких регионах, как наш край, очень велика дифференциация между территориями. Они отличаются по географическому расположению, климату, перспективам развития, экономическому укладу... Десятки различий можно найти. Именно поэтому у нас отраслевой принцип формирования бюджета и госпрограмм нередко вступает в клинч с приоритетами развития территорий. Небольшой пример для понимания. Уже третий год наши территории готовят свои муниципальные проекты развития. Логика там простая. Компания берёт на себя обязательства по созданию или расширению производства и таким образом создаёт новые рабочие места, увеличивает налоговые платежи в местный бюджет.
Глава территории в свою очередь занимается развитием необходимой для этого проекта инфраструктуры — инженерной, транспортной, социальной. В частности, в нашем регионе огромный запрос на строительство и капремонт автодорог. Для многих городов и районов это большая проблема.
Такой комплексный проект бизнеса и местной власти уже может рассчитывать на поддержку государства. Однако при отраслевом принципе формирования госпрограмм нередко возникает конкуренция между производственными интересами и запросами территорий.
В настоящее время у нас в крае по поручению губернатора сформирован отдельный бюджет для финансирования таких инфраструктурных проектов с учётом требований граждан. Благодаря этому решению реализация значимых для территорий проектов развития в меньшей степени зависит от узко отраслевой позиции, приоритетов и показателей, которые нам спускают с федерального уровня.
Такого термина в российском законодательстве нет, но фактически это бюджет развития. Как показывает мировая практика, такой бюджет должен быть всегда. Если у нас есть желание не только латать дыры и тратить деньги на поддержание текущего состояния, то нужно хоть немного, но вкладываться в развитие, инвестировать в будущее. Это довольно сложно, в первую очередь с политической точки зрения, однако делать это надо.
Условия для людей
— Одна из главных проблем наших районов и малых городов — это нехватка кадров. Именно поэтому при реализации комплексных муниципальных проектов у нас часто просят поддержки по развитию социальной инфраструктуры. Например, отремонтировать детский сад или дом культуры... Для создания или развития современного производства требуются квалифицированные специалисты, и здесь высокая зарплата — это важно, но далеко не всё. Нужны нормальные условия для жизни.
Создание таких условий, инвестиции в человеческий потенциал, с моей точки зрения, стратегическая задача для нашего региона. Особенно сейчас, когда мы говорим о дальнейшем развитии экономики и новой индустриализации Красноярского края.
Работать с малым бизнесом
— Один из ключевых элементов развития многих наших муниципалитетов — это так называемая локальная экономика, малые предприятия. Не везде у нас есть крупные заводы, вокруг которых мы можем выстроить стратегию развития территории. Поэтому поддержка малого бизнеса, который в период пандемии пострадал серьёзнее, чем любая другая отрасль, — задача всех органов власти. Здесь много уже сделано, и, благодаря комплексу мер, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ситуацию удалось стабилизировать. По статистическим данным, у нас в крае снова начало расти количество предприятий малого и среднего бизнеса. Хорошая динамика и по самозанятым гражданам. Думаю, постепенно малый бизнес у нас восстановит свои позиции. Особенно, с учётом того, что большая часть наших предпринимателей работает в розничной торговле и на потребительской рынке, где за счёт отложенного спроса наблюдается восстановительный рост.
Конечно, это не повод расслабляться. Для многих территорий такие малые предприятия нередко становятся неким якорем, которые в целом вытягивают ситуацию, формируют общее социальное самочувствие. У нас есть ряд идей по совместной работе с региональным агентством по поддержке предпринимательства, мерам поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, мы в пять раз увеличили финансирование программы по компенсации затрат предпринимателей на реализацию небольших локальных проектов по модернизации производства.
Зачем вам это?
— Я могу отнести себя к людям, которые могут принимать решения. Считаю, это врождённое качество, такому невозможно научиться. Не скажу, что мне сложно делать это, во всяком случае, серьёзного эмоционального стресса не испытываю. Не всегда получается принимать решения, которые полностью всех устраивают, но инертная позиция иногда может обойтись дороже. Я считаю, что руководитель — это не тот, кто умнее всех или больше всех работает. Руководитель — человек, который принимает решения и несёт ответственность за них.
Когда соглашаешься на такую должность, ты понимаешь, на что идёшь и к чему готовиться. До назначения у меня был определённый управленческий опыт. Я и тогда принимала решения, и тогда у меня были сложные моменты и задачи. Не скажу, что здесь кардинально что-то поменялось. Однозначно увеличился объём работы, стало больше направлений. Но поскольку я увлекающийся человек, то это плюс для меня. Здесь я начала дышать полной грудью.
Читайте также: