Новости
Интернет под присмотром
Как ограничить доступ ребенка во всемирную сеть
Красноярским школьникам ужесточат доступ к запрещенным интернет-ресурсам, а сами учреждения получат лицензионные компьютерные программы.
О необходимости подобных мер федеральные власти заявили еще в прошлом году. К началу текущего апреля в городские школы поставлен единый базовый пакет лицензионного программного обеспечения. В него вошли операционная система, офисные приложения, антивирусное обеспечение, архиватор, графические редакторы, продукты для работы в Интернете и много чего еще нужного — всего пятьдесят четыре компакт-диска.
Проект выведения российских школ из “пиратства” обойдется федеральному бюджету в сумму около трех миллиардов рублей. Как уверены многие педагоги, этот процесс в свое время ускорил скандальный судебный прецедент.
Случай, когда за “пиратство” на скамье подсудимых оказался директор школы села Сепыч Пермской области Александр Поносов, обсуждался по всей стране. Напомним, прокуратура обвиняла сельского учителя в том, что он сознательно использовал для обучения детей информатике пиратские версии операционной системы Windows и тем самым нанес Microsoft ущерб в размере 266 тысяч рублей. Против него было возбуждено уголовное дело за нарушение авторских и смежных прав. Сам педагог заявил, что компьютеры пришли в школу по разнарядке с установленными программами. Однако в документах управления, которое отвечало за поставку необходимого для школы оборудования, в том числе и ПК, программное обеспечение нигде не упоминалось.
Представители Microsoft несколько раз официально заявляли, что компания не имеет к Поносову никаких претензий. На состоявшемся заседании суд не смог вынести вердикт и перенес рассмотрение дела на более поздний срок. Дело Александра Поносова закрыли “в связи с незначительностью”. Это постановление было обжаловано как прокуратурой, так и самим обвиняемым. В мае 2007 года педагога признали виновным в нарушении авторских и смежных прав и наказали штрафом на пять тысяч рублей.
— Сейчас школы, получившие программный пакет, следуют алгоритму его запуска, — рассказывает Павел Аверкин, методист главного управления образования администрации города. — Нужно выполнить определенный порядок действий — зарегистрироваться на федеральном сайте, получить пароли, специальные ключи. Часть красноярских школ уже установили программы, некоторым необходимо на это чуть больше времени. Дело в том, что у нас есть учреждения, где по сто шестьдесят компьютеров, и настроить систему специалистам нужно на каждой машине.
В течение ближайших трех лет все российские школы будут пользоваться привычным лицензионным программным обеспечением. Учитывая, что количество компьютеров будет только расти, власти задумались о необходимости создания собственного качественного программного продукта. За это время отечественные компании должны разработать пакет свободного ПО, полностью соответствующего необходимым требованиям. Позже школы получат право выбора — продолжать пользоваться иностранными коммерческими продуктами за свой счет или перейти на отечественную адаптированную систему, основанную на открытом коде.
В уже поступившем базовом пакете есть пара программ, успевших вызвать широкое обсуждение. Это система блокирования доступа запрещенных и нежелательных для посещения детей сайтов. К ним в первую очередь относятся ресурсы с порнографией, экстремистской пропагандой и все то, что “несовместимо с задачами образования”. Сетевые фильтры, подключенные к федеральному серверу, в школах существовали и раньше. Их установили тогда, когда по федеральной программе в образовательных учреждениях появился бесплатный Интернет. Теперь же школы могут сами определять, к чему допускать детей. Скептики сразу заговорили, что школьники возможность посетить запрещенный ресурс найдут всегда. Но Павел Аверкин считает, что проблема доступа к запрещенным сайтам на школьных уроках сильно преувеличена.
— На уроках у детей нет возможности посещать сайты по собственному желанию, — говорит специалист. — Ребята находятся под постоянным присмотром педагога, интернет-страница — это ведь не лист бумаги, который можно спрятать. Вся информация отображается на мониторах, которые прекрасно видит учитель. Есть программы, которые во время урока позволяют посещать только определенные сайты, их определяет сам педагог. Например, два-три конкретных ресурса, посвященных творчеству какого-либо художника. На другие сайты ребенок уже самостоятельно не зайдет. Ну а во внеурочное время, когда дети не занимаются, компьютерные классы закрыты, поскольку там находится дорогостоящая техника.
Однако фильтры имеют еще одну важную функцию — контроль целевого использования интернет-трафика, это касается и самих учителей. Готовясь в сети к уроку, есть соблазн заглянуть на “Одноклассники”, которым, например, дети пока не интересуются.
Кстати, контролировать доступ своего ребенка в бескрайний Интернет можно и в домашних условиях. Ассортимент различных сетевых фильтров сейчас достаточно велик. Родители могут отслеживать, сколько времени проводит ребенок за компьютером, какими сайтами интересуется, можно блокировать доступ к играм. Причем есть программы как для продвинутых пользователей, так и более простые. Но проблема в том, что дети разбираются в компьютерах гораздо лучше, чем взрослые. Если родители иногда искренне боятся нажать на ту или иную кнопку, опасаясь сломать дорогую технику, то подросток разбирается в ней неплохо. На родительские попытки контролировать виртуальную жизнь чадо быстро находит свое “противоядие”. Так что в любом случае взрослым придется быть готовым к интеллектуальной битве с юными хакерами.