PRO движение
Что даст городскому транспорту Красноярска повышение цены на проезд до 32 рублей?
Транспортная отрасль испытывает кадровый голод.
В автотранспортном предприятии “Турист” Ленинского района, являющемся самым крупным среди коммерческих перевозчиков города, 116 единиц техники, перевозящей пассажиров. Одиннадцать из этих автобусов стоят на территории, так как садиться за руль просто некому. Люди увольняются, потому что их не устраивает зарплата. “Лучше уже на вахту”, — рассуждают они.
Нервная профессия
Сергей Катков, бригадир маршрута № 85, работает на автотранспортном предприятии Ленинского района с 2009 года. Он утверждает, что такой сложной ситуации, как сейчас, раньше не было никогда. Сейчас перевозчик испытывает настоящий кадровый голод: никто не хочет идти в шофёры, считая эту профессию непрестижной, тяжёлой и нервной.
— Насчёт стрессов, действительно, правда, — подтверждает Сергей. — Хотя у нас есть специальные выделенные полосы, машины нам мешают, не пропускают в остановочные карманы, хотя обязаны это делать. За спиной водителя целый салон пассажиров, среди них женщины, дети. Это огромная ответственность. Обидно, что цены на всё растут, а наши зарплаты остаются прежними. Я сейчас получаю порядка 35 тысяч, кондукторы, к слову, ещё меньше. Уходить пока не собираюсь: во-первых, привык к коллективу, а во-вторых, надеюсь на перемены к лучшему. Справедливым вознаграждением за наш труд я считаю тысяч 70–80 рублей в месяц.
По словам Николая Патрина, директора автобазы “Турист”, в сфере общественного транспорта и без того накопилось много проблем, а тут ещё грянула пандемия и заметное уменьшение количества пассажиров.
— Как следствие, упали доходы, — объяснил Николай Николаевич. — А предприятие при этом имеет многомиллионные кредитные нагрузки. Заёмные средства у нас идут на зарплату персоналу. При том положении дел, которое сегодня сложилось, мы вынуждены идти на повышение платы за проезд. Хотя с тем тарифом, который начнёт действовать с 1 февраля, вряд ли можно рассчитывать на развитие. Это, по большому счёту, выживание. Помимо расчёта с водителями и кондукторами, есть и другие траты. На сегодня литр зимнего топлива для автобусов стоит почти 62 рубля. То есть на заправку машины большой вместимости мы должны потратить порядка девяти тысяч рублей в день — только для того, чтобы она вышла на линию.
Кроме бензина, по словам руководителя автобазы, нужны запчасти. За последние два года цены на них подскочили на 25–30 процентов. Выросли коммунальные платежи, да и сам сошедший с конвейера автобус средней вместимости сейчас стоит пять-шесть миллионов рублей.
Поменять маршруты
По мнению депутатов городского Совета, люди, выполняющие важные для общества задачи — в том числе занимающиеся перевозкой пассажиров, — должны находиться в нормальном психоэмоциональном состоянии, быть в себе уверенными и полностью концентрироваться на работе. Всё это невозможно без достойной зарплаты. Народным избранникам выход видится не только в увеличении тарифов. Депутат Вячеслав Дюков, к примеру, предлагает кардинально изменить маршрутную сеть.
— На данный момент депутаты в рамках своих полномочий предпринимают определённые шаги, чтобы помочь транспортной отрасли, — заявил Вячеслав Игоревич. — В частности, дотируем экономически невыгодные маршруты, которыми мало кто пользуется, но отменить которые мы не можем. На такие дотации в 2022 году заложен миллиард рублей. Это много, однако даже такая сумма не позволит нам полностью решить проблему. Выход нужно искать в другом. Необходимо перестроить движение автотранспорта. Мы до сих пор живём по стандартам города с населением 500 тысяч человек, а красноярцев уже больше миллиона. У нас можно сесть в автобус и доехать в любую точку, а по всем нормам на такие расстояния допустимы одна-две пересадки. Если переформатировать сеть, удастся снизить конкуренцию между перевозчиками. Сокращение плеча движения по одному маршруту уменьшит количество ненужных автобусов, оптимизирует графики. А чтобы людям при пересадках не надо было платить дополнительные деньги, надо ввести систему, при которой приобретённый билет действует определённое время: к примеру, час или полтора.
По мнению парламентария, при переформатировании следует учесть расписание городской электрички, перспективу строительства метро, движение трамваев и троллейбусов.
Главное, чтобы жителям было хорошо
Заместитель руководителя городского департамента транспорта Игорь Манченко с идеей оптимизировать систему автобусных перевозок в общих чертах согласен, но вместе с тем подчёркивает, что она требует тщательной проработки. О сроках говорить пока рано.
— Мы не объявим о нововведениях завтра или послезавтра, — сказал Игорь Александрович. — Такие изменения требуют глубокого предварительного анализа. Напомню, в 2007–2008 годах маршрутная сеть была практически полностью изменена. Из 130 рейсов оставили 80, но при этом корректировки вносились на основании пожеланий перевозчиков и пассажиров. Вообще, у нас в среднем длина маршрута составляет 20 километров, тогда как в других крупных городах России — таких как Екатеринбург, Пермь — есть более короткие пути: по пять-семь километров. Но это не значит, что нам надо сделать так же. Главное — удовлетворить запросы жителей.
Когда перевозчики подавали заявку на пересмотр тарифов для пассажиров, рассматривалась “вилка” в пределах от 32 до 42 рублей. В итоге остановились на нижней границе — понимая, что экономическая эффективность зависит не только от стоимости билетов, но и от пассажиропотока. Это две равноценные и взаимосвязанные составляющие. Условно говоря, можно возить одного человека и брать с него 100 рублей либо пятерых, и тогда каждому достаточно заплатить 20 рублей.
По решению министерства тарифной политики региона проезд в автобусах Красноярска с 1 февраля подорожает с 26 до 32 рублей. В троллейбусах и трамваях билеты будут стоить 28 рублей. За такую же цену можно будет воспользоваться услугами пригородных поездов, включая электричку до Дивногорска.
Как менялся тариф на проезд в городских пассажирских автобусах за последние 10 лет