PRO движение
Ностальгия: Как в СССР работал красноярский общественный транспорт
В родном городе с транспортом буквально до начала двухтысячных была напряжёнка.
Всё познаётся в сравнении. Когда сегодня смотришь на нервничающих молодых людей, которым соответствующее приложение на смартфоне показывает, что нужный автобус подойдёт только через пять минут, поневоле вспоминаешь Красноярск времён СССР.
На абордаж!
В родном городе с транспортом буквально до начала двухтысячных была напряжёнка. Летом-то попроще, чего же не прогуляться в своё удовольствие. А вот зимой...
Стояние на остановках превращалось в серьёзную проблему. Прежде всего потому, что нормальная тёплая обувь была в страшном дефиците, даже валенки. Издержки плановой экономики: банальные катанки привозили в Сибирь... из Ташкента. Народ в основном ходил в сапогах и ботинках “прощай, молодость” (войлочные штуковины на молниях и шнурках). Типичная картинка тех времён: в ожидании транспорта люди топтались на месте, приплясывали, подпрыгивали, стучали нога об ногу.
— Не знаю, как в других городах, но в Красноярске, видимо, просто не хватало техники, — рассказывает педагог Елена Шабанова. — Я жила в общежитии в Академгородке, так мы, увидев свой автобус № 46, неслись к нему с такой скоростью, что впору было на олимпийский рекорд претендовать! Потому что знали — следующий будет минут через сорок, не раньше. А кому же хочется замерзать на остановке?
Хуже всего было ездить зимой в троллейбусах. Дождёшься, втиснешься, если повезёт, с боков вроде тепло от людей, а ноги к полу примерзают. Странное дело: почему-то летом печки в троллейбусах жарили, а в холодное время — никакого тепла. В 60-е годы прошлого века по городу ездили так называемые пазики и ЛиАЗы. Их тогда называли сараями.
— Это правда были какие-то сараи. По крайней мере, такое воспоминание осталось из детства, — говорит хирург Сергей Рощин. — Так получилось, что в детский сад меня каждое утро возили через половину города. Будили рано, полусонного засовывали в пальтишко, сверху — шаль крест-накрест, и вперёд, на остановку. До абсурда доходило: мама иной раз меня в окошко людям передавала! А уже потом сама протискивалась с криком: “У меня там ребёнок!” Помню, что потолки в салоне были низкие, трясло всё время, пассажиры друг на друга валились, давка страшная... Кондукторши всё время орали. Помню, сильно удивлялся, когда видел в кино дисциплинированную очередь на автобус, никто никого не толкает, все вежливые такие... У нас транспорт брали на абордаж! Иначе было нельзя.
Морозильный траулер
Где-то в 1970-х годах появились знаменитые “Икарусы” — “гармошки” венгерского производства. Салон был очень вместительным, потолок — высоким, двери — широкими. Единственное неудобство — холод. Говорят, что в Мурманске эти автобусы называли БМРТ, в расшифровке “большой морозильный рыболовный траулер”.
Площадка с той самой резиновой “гармошкой” зимой всегда была совершенно обледенелая, а резина на морозе трескалась и рвалась.
— Когда “Икарус” поворачивался, площадка крутилась, надо было ещё постараться удержаться на ногах, — делится бухгалтер Наталья Коржевская. — “Гармошка” сначала разгибается, потом, когда хвост догоняет основной салон, сплющивается. То ещё удовольствие. Но зато места хватало, была реальная возможность попасть в автобус. Но если тебя толпа прижала к дырявой “гармошке”... Через щель ветер в ухо свищет, снег снаружи забивается. А передвинуться не можешь! У “Икаруса” ещё был серьёзный недостаток — его мощный дизельный двигатель сильно шумел и здорово коптил. Поэтому и запах в салоне стоял соответствующий. А люди на остановках с закрытыми глазами могли опознать, какой автобус подошёл.
“Шевелите пятачками”
Проезд на автобусе в Красноярске стоил шесть копеек, на троллейбусе — пять, на трамвае — три. Долгое время пассажиров “обилечивали” (смешное слово!) кондукторы, нередко можно было услышать фразу: “Граждане, побыстрее шевелите своими пятачками!” Потом в транспорте появились автоматические кассы, так они назывались, хотя ничего там автоматического не было. Опустил денежку, открутил себе билетик. В принципе, можно было и на халяву проехать, если только сделать вид, что заплатил. Зайцев, что и говорить, было немало. Главное, чтобы другие пассажиры не заметили. Потом появилась другая система — стали пробивать талончики через компостер. Вставляешь бумажку в устройство, ударяешь по крышке, вынимаешь пробитый талон.
— Компостеры были двух видов, одни крепились к поверхности горизонтально, другие — вертикально, — вспоминает инженер Оксана Петрова. — Еду как-то в институт. Зима, раннее-раннее утро, задремала. А место, где сидела, было как раз под компостером, на который нажимают сверху. Тогда страшно модными были меховые высокие береты. Сижу себе, дремлю. И вдруг сверху удар, шапка до носа провалилась, ничего понять не могу! Оказалось, мужчина на повороте мимо компостера промахнулся и врезал мне прямо по берету. И смех, и грех...
Тем, кто пережил общественный транспорт советских времён, нынешние автобусы-троллейбусы кажутся раем. До чего дошло — телевизоры в салонах! И ждать на остановках приходится, как правило, всего несколько минут. Всё познаётся в сравнении.
В тему
5 сентября 1939 года было организовано Красноярское краевое управление автомобильного транспорта. К началу 1940 года межрайонная контора имела парк, состоящий из восьми автобусов марки ГАЗ-03-30 и 46 грузовых автомобилей (ЗИС-5, ЗИС-21, ГАЗ-АА, ГАЗ-42) и обеспечивала перевозку пассажиров по трём автобусным маршрутам:
— “Старый базар — Железнодорожный вокзал”;
— “ул. Сурикова — Кирпичный завод”;
— “Железнодорожный вокзал — Мелькомбинат”.
16 января 1941 года город получил шесть новых автобусов (ЗИС-8, ЗИС-16) и были открыты новые маршруты: ул. Сурикова — Военный городок; ул. Сурикова — завод Красмаш — 2-й участок — Бумстрой; междугородный маршрут: “Красноярск — Большая Мурта”.