ЖКХ и благоустройство
Сколько стоит содержание многоквартирных домов в Красноярске?
В Красноярске разработали алгоритм для расчёта платы за жилищную услугу.
Представители отрасли ЖКХ считают, что существующие тарифы требуют пересмотра. Средств, которые сегодня поступают на счета УК, недостаточно на минимальный перечень работ и услуг, предусмотренный действующим российским законодательством. Но если увеличивать тариф, то на сколько? Ответ на этот важный дискуссионный вопрос подготовили экономисты. Они на основании сегодняшних цен на работы и материалы посчитали стоимость обслуживания многоквартирных домов.
В Минусинске дешевле, в Норильске дороже
Экономисты союза предприятий ЖКХ и Сибирского федерального университета при поддержке профильного краевого министерства сформировали методические рекомендации, которые должны помочь управляющим организациям рассчитать и обосновать перед собственниками размер платы за содержание многоквартирных домов. В министерстве промышленности, энергетики и ЖКХ считают, что такой алгоритм расчёта стоимости услуг позволит сохранять жилищный фонд в удовлетворительном, технически исправном состоянии. В документе представлены все составляющие тарифа: плата специалистам и цены на материалы. При этом предложены коэффициенты, позволяющие определить тарифы для разных домов.
— Тарифы, с которыми сейчас работают управляющие организации, утверждались много лет назад, — говорит исполнительный директор регионального союза предприятий ЖКХ и энергетики Александр Андреев. — С тех пор значительно выросли цены на материалы, стоимость работ. И на сегодня мы сталкиваемся с тем, что предприятия отрасли зачастую из-за недофинансирования не могут выполнять свои обязательства. Директора предприятий оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны, средств недостаточно, а с другой — жители требуют качественных услуг и для защиты своих интересов обращаются в надзорные органы. Управляющие организации, которые и без того попадают в сложные финансовые обстоятельства, вынуждены платить штрафы, а в результате становятся банкротами.
При этом, отмечает Александр Андреев, по формулам, представленным в рекомендациях, можно рассчитать тариф в зависимости от характеристик самого дома и от территории, на которой он расположен. Естественно, что за квадратный метр в МКД в Минусинске собственники должны платить в несколько раз меньше, чем за метр в аналогичном доме в Норильске. Что же касается жилья, находящегося в границах одного муниципалитета, то здесь значение имеют этажность, конструктивные особенности, возраст, техническое оснащение, например наличие лифта и мусоропровода.
— Сегодня далеко не все собственники квартир в многоквартирных домах понимают, что, покупая недвижимость, они становятся владельцами и общедомового имущества, — объясняет представитель отраслевого союза. — Собственники должны нести ответственность за свой двор, подъезды, лестничные клетки, кровлю, подвал и другие площади. Мы предлагаем управляющим организациям воспользоваться нашими рекомендациями и как алгоритмом для вычисления тарифа, и как аргументом в диалоге с собственниками при обсуждении стоимости содержания недвижимости.
Александр Андреев также подчеркнул, что большинство владельцев жилья не понимают или не хотят понимать, что в России нет государственного субсидирования жилищной услуги, так что управляющие организации могут распоряжаться только теми средствами, что получают от собственников.
Прозрачный бизнес
Методические рекомендации по расчёту тарифа были представлены в Законодательном собрании Красноярского края на совещании комитета по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС. По словам председателя комитета Алексея Кулеша, этот документ стал частью концепта жилищной политики в регионе, разработанного профильным министерством и экспертами отрасли. Как отмечает Алексей Викторович, рекомендации позволят управляющим компаниям обоснованно предлагать цены собственникам жилья, а собственники, в свою очередь, увидят, за что управляющая компания берёт деньги и на чём эти суммы основаны.
— Это сделает бизнес более прозрачным и, по моему предположению, исключит недобросовестные манипуляции на данном рынке, когда компании необоснованно демпингуют, либо не собираясь оказывать услугу, либо стремясь обмануть потребителя другим образом, — пояснил парламентарий. — С другой стороны, расчёты минимальной стоимости не позволят необоснованно завышать тарифы. Мы поддерживаем применение этих методических рекомендаций.
Рулить должен рынок
По мнению руководителя общественного движения “Народный контроль в ЖКХ” Романа Казакова, любые методические рекомендации — это не руководство к действию, они не обязательны к исполнению. Такой документ не может быть нормативным и регулировать цены на жилищно-коммунальные услуги. Более того, на взгляд эксперта, вмешательство государства в сферу тарифов уместно лишь в тех случаях, когда речь идёт о монополиях. В действующем законодательстве заложено, что по монополистам государство устанавливает предельные тарифы, так как жители многоквартирных домов не могут выбирать, от какой компании получать отопление, электричество, холодную воду и водоотведение. А управляющих организаций в Красноярске порядка двухсот, и они вполне способны работать в рыночных условиях: вести честный диалог с собственниками, открыто обосновывать стоимость своих услуг, договариваться. Поэтому по закону договоры с УК собственники заключают добровольно и, по идее, должны иметь возможность делать это на взаимовыгодных условиях.
— Тариф должен быть таким, каким хотят его видеть собственники, — говорит Казаков. — А всё остальное — вопрос для обсуждения двух сторон договора: владельцев недвижимости и управляющих организаций. С одной не договорились — ищите другую. По моим данным, за последние пять лет только из одной крупной компании ушли две тысячи домов. Все они подобрали для себя новые организации. Конечно, непросто провести процедуру смены УК, но возможно. Я знаю случаи, когда дома за несколько лет меняли пять-шесть компаний. Никакой проблемы недофинансирования я не вижу. Если у хозяйствующего субъекта есть желание работать и зарабатывать, он должен прийти к собственникам и убедить их в верности тарифа.
Как сообщили в краевом министерстве промышленности, энергетики и ЖКХ, для региона разработан концепт жилищной политики, в котором предлагаются новые подходы к решению проблем отрасли. И это не только определение минимального размера платы за содержание жилого помещения. Также рассматривается возможность государственного субсидирования текущих ремонтов в подъездах многоквартирных домов с обязательным софинансированием со стороны собственников.
Кроме того, министерство подготовило предложения по созданию спецсчетов на текущие ремонты. В правительстве уверены, что данная инициатива позволит сохранять средства граждан в случае банкротства нерадивых УК. Концепт жилищной политики обсудили в Законодательном собрании. Когда этот документ начнёт действовать в регионе, пока неизвестно.
Методические рекомендации по определению тарифа на жилищную услугу формировались исходя из минимального перечня работ и услуг, установленного федеральным законодательством. Напомним, что в этот список входят сухая и влажная уборка мест общего пользования; дератизация и дезинсекция общих помещений. Часть работ и услуг зависит от сезона. Например, в холодное время года требуется очищать двор от снега и льда. Подметать и убирать придомовую территорию нужно обязательно в любое время года, как и очищать и мыть урны, установленные у подъездов. В тёплый сезон, кроме всего прочего, требуется также скашивать траву, прочищать ливневую канализацию, очищать металлические решётки и приямки. Полностью с минимальным перечнем услуг и работ можно ознакомиться в постановлении правительства РФ № 290 от 03.04.2013 № 290.