Новости

Опасное родство

Опасное родство

Понятие “права детей” в нашей стране взрослые понимают не очень четко. Некоторые с большим удивлением узнают, что таковые вообще имеются.

А прав и гарантий у детей достаточно. К счастью, эту проблему серьезно обсуждают в Год семьи, а на уровне Федерации предложен ряд соответствующих законопроектов.

Конвенцию по правам ребенка наше государство ратифицировало еще в 1992 году, таким образом, Россия взяла на себя обязательство по соблюдению ее положений. Детская Конституция, как еще называют Конвенцию, затрагивает почти все сферы жизни ребенка. Это и право на рождение, и право на качественный уровень жизни, на проживание в семье, на образование, медицинское обслуживание, на гармоничное развитие, на защиту от дискриминации, насилия. В целом свод правил включает в себя более пятидесяти пунктов. Некоторые из них для российской действительности довольно экзотичны. К примеру, право на защиту от влияния “недетских” СМИ или право высказать свою точку зрения и быть услышанным.

— Ребенок — такой же полноправный гражданин, как и взрослые, — говорит Альбина Комович, уполномоченный по правам детей по Красноярскому краю. — Только некоторые родители почему-то считают детей своей собственностью, аргументируя — “что хочу, то и делаю — мой ребенок”.

Примерно таким принципом, наверное, руководствовался один внешне благополучный отец, поразивший специалистов органов опеки. Своих детей он воспитывал по особой методике: они не ходили в школу, а за малейшую провинность мужчина окунал ребятишек в прорубь. Цель преследовалась благая — закалить тело и душу, только вот из-за философии отца под угрозой находились жизни детей. А ведь в первую очередь права ребенка должны защищать родители.

Новорожденный малыш с первых часов появления на свет получает право на медицинское обслуживание, право жить в семье, требовать нормальных условий жизни. Но родители не всегда кидаются эти самые права отстаивать. Две тысячи искалеченных и погибших от рук своих же родителей детей — это огромная цифра. Каждый случай — трагедия.

Виноватых тоже можно искать бесконечно. Педагоги не увидели, опека не досмотрела, милиция семейный скандал проигнорировала. Но, судя по конкретным историям, что-то ненормальное творится в головах у некоторых родителей. Иногда матери, борясь за свое личное счастье, напрочь забывают о детях. О том, что малыша жестоко избивает отчим или даже родной отец, женщина боится рассказать кому-либо из близких, а тем более обратиться в милицию. Боится мести разъяренного супруга, потери единственного кормильца да много чего еще. А когда трехлетняя кроха умирает в больнице от побоев, мать упорно твердит, что к ребенку пальцем не притронулись, и просит строго не судить “суженого”.

Недавно СМИ рассказали о ситуации в одной из семей Манского района. Девочку неоднократно домогался отчим, о чем она сама сообщила педагогу в школе. Мать жалобы дочери категорически отрицала, обвинив ее во лжи.

Крутой характер проявляют и женщины. Альбина Дмитриевна рассказала о случае, когда одну из красноярских школьниц регулярно избивала мама. К слову, занимающая высокий пост. Неладное в семье заподозрила школьный психолог, синяки на теле подростка подтвердили опасения. После разговора с девочкой выяснилось, что таким жестоким образом мать приучала дочь к реальностям жизни. Женщина была крепкой закалки, волевая, всего в жизни достигала сама, а вот девочка оказалась романтиком — увлекалась поэзией, жила в своих мечтах, раздражала родительницу добротой. Побоями и скандалами мать воспитывала в дочери “стервозность”, которая, по ее мнению, должна была пригодиться в будущем. Психологу пришлось серьезно поработать с женщиной, которая согласилась на откровенный разговор, опасаясь огласки о проблемах в семье.

— На моей памяти случаев жалоб от самих детей немного, — рассказывает Альбина Комович. — Такова детская психология: ребятишки, которых регулярно избивают родители, уверены, что они сами виноваты в этом. Малышам некому рассказать о своем горе, они абсолютно беззащитны, а окружающие часто равнодушны к происходящему в чужих семьях. В Швеции был случай, когда девочка скончалась от побоев отца, так об этом шумела вся страна. На мой взгляд, у нас уже назрела необходимость создания на уровне Федерации закона о запрете телесных наказаний. К сожалению, наш менталитет таков, что без битья не представляем воспитания.

Вступиться за ребенка может и учитель, и соседка, и дальний родственник. Даже если родители будут пытаться все отрицать, а малыш — биться в истерике, боясь, что маму заберут в милицию. Кстати, обратиться к уполномоченному по правам ребенка можно анонимно. В том числе и с жалобой на образовательные учреждения, если у вас есть подтверждения жестокого обращения с детьми.

Попытаться защитить права собственного ребенка при большом желании можно, даже если сам взрослый находится в сложной жизненной ситуации. Специалистам по защите прав детей поступали обращения от заключенных исправительных учреждений. Родственники рассказывали мужчинам, что жены в их отсутствие совсем запустили детей. Бестолковые мамашки пытались списать все на происки свекровей, но представители органов опеки находили доказательства того, что ребятишки оказались совсем запущены.

Еще сложнее ситуация с психологическим насилием, с которым дети могут столкнуться где угодно. Между прочим, обозвать ребенка при всем классе тупицей или наедине, дома, дебилом — тоже нарушение детских прав. Даже в благополучных семьях родители время от времени воспитывают отпрысков крепким словом и оскорблениями. Тут, скорее, сказываются своеобразные традиции. Каждое подрастающее поколение прочно усваивает, что пока от души не побранишь чадо, ничего с места не сдвинется.

К нарушению прав ребенка относится и так называемое экономическое насилие. Условно говоря, когда финансовые трудности родителями создаются искусственно. Например, Альбине Комович приходилось разбирать случай, когда в неполной семье со скромным достатком мать из гордости отказывалась брать алименты у отца на содержание дочери.

По Конвенции, неправильным также будет полностью лишать ребенка возможности получения карманных денег. Здесь, правда, возникают вопросы. Большинство родителей согласятся, что, сколько детям ни дай на личные расходы — им все равно мало.

— Во время встреч со школьниками мы всегда рассказываем детям, что помимо прав у них есть еще обязанности, — говорит специалист. — А с четырнадцати лет начинается еще и ответственность.

Еще одна важная проблема, которая часто касается детей и нарушает их права, — жилищная. Ее тоже зачастую создают родители. Увы, но закон сейчас на стороне собственника квартиры. Вот и получается, что после развода на улице остается не только женщина, но и ребенок. Причем торговаться за квадратные метры с собственными детьми нередко начинают как раз вполне состоятельные мужчины. Защищать в такой ситуации права ребенка можно и нужно, уверена Альбина Комович.

— Если каким-то образом был нарушен закон — смело обращайтесь в суд, — говорит Альбина Дмитриевна. — Но если квартира в собственности отца, придется побороться. Сначала мы пытаемся применить меры морального характера: поговорить отцом, помогаем матери трудоустроиться, получить общежитие. Сегодня есть предложение члена Совета Федерации о внесении изменений в Семейный кодекс. Они предусматривают, что в случае развода ответственность за ребенка в полной мере несут оба родителя. Алиментные обязательства должны включать не только материальную поддержку, но и обеспечение жильем.

Пока это только предложение, которое, как надеются правозащитники, будет принято. Защитить детей от родителей бывает очень трудно.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА