Новости

Лариса Маркосьян: Мечтаю танцевать танго

Лариса Маркосьян: Мечтаю танцевать танго

Судьба по имени Музыка

Как определяется уровень развития цивилизации? Правильно, по ее культуре. Когда археологи ведут раскопки, они находят вещи необыкновенной красоты: браслеты, колье, рукописи… Мы удивляемся, как много тысяч лет назад человек мог создать такие шедевры, которым суждено жить вечно. Мы не пользуемся транспортом или орудием производства наших пращуров,
но литературные произведения древних сегодня по-прежнему идут в театрах, нас приводят почти в священный трепет наскальные рисунки первобытных людей…

___

Культура — как много в этом слове для сердца русского слилось… Но несмотря на это, только в 2008 году впервые у работников культуры появился свой официальный профессиональный праздник — День работников культуры. Впервые отметили свой профессиональный праздник и работники культуры города. К этой дате была учреждена специальная премия — “Лучший работник культуры Красноярска”. Конкурс на соискание премии проходил по пяти номинациям, то есть всего названо пять имен, внесших значимый вклад в развитие городской культуры. Одна из победительниц хорошо известна красноярцам — это заслуженная артистка России, пианистка Лариса Маркосьян. Лариса Владимировна, которая отдала красноярской культуре более двадцати лет жизни, признана лучшим работником муниципального творческого коллектива, а именно Красноярского камерного оркестра. Сегодня мы беседуем с ней о том, что значит в нашей жизни культура, искусство и, в частности, музыка.

О премии

— У меня в жизни довольно много премий, но получить знак признания от города, где ты живешь и работаешь, особенно приятно. Значит, все, что делаешь, не напрасно, это ценят люди и власть.

Такая премия дает возможность отметить тех, кто работает по ту сторону рампы. Артисты в этом плане, можно сказать, избалованны: у них больше профессиональных премий. А ведь сколько усилий нужно приложить администратору или директору коллектива, чтобы организовать один концерт! Я уже не говорю о конкурсах, фестивалях. Например, директор нашего оркестра Ирина Кац — настоящий “универсальный солдат”. Какой объем работы ей приходится выполнять — уму непостижимо: она занимается и бухгалтерией, и рекламой, и связями с прессой…

Куда я потратила денежную премию? Если честно, то еще не потратила. Но скорее всего она пойдет не на быт, а на искусство. Ведь у нас дома все музыканты: мои близкие — муж Михаил Бенюмов и дочь Римма — скрипачи, я — пианистка. Самая наболевшая тема для семьи — это, конечно, смычок и скрипка для Риммы. Вообще, все наши премии, значительная часть бюджета уходят на гастрольные поездки, конкурсы, фестивали.

Об оркестре

— Красноярский камерный оркестр был создан как профессиональный коллектив в мае 1993 года. Когда мы с Михаилом Иосифовичем Бенюмовым задумывали этот проект, главной целью для нас стало — удержать в Красноярске талантливых музыкантов, выпускников кафедры струнных инструментов академии музыки и театра, где мы преподаем с мужем. Сами понимаете, начало девяностых — время очень непростое. Вообще, нам очень повезло, что коллектив был взят под крыло муниципалитета. Находиться на службе у города — очень ответственная и почетная работа. Ведь оркестр приглашают на все праздники, официальные приемы, встречу важных гостей. И артисты должны быть в отличной форме, хорошо выглядеть, идеально играть. Но то, что мы “придворный” коллектив, нам никогда не мешало реализовывать собственные творческие планы, наоборот, помогало. Например, нам вряд ли удалось создать без под-
держки администрации города и главного управления культуры такой фестиваль, как “Сибирь — Европа”. Конечно, все, что мы делаем, не просто наши творческие амбиции, все это предназначено для горожан. Большая удача заниматься любимым делом, которое приносит радость не только тебе, но и людям.

Я не понимаю, кто придумал этот бред, что сегодня люди перестали ходить на концерты академической музыки, что классика им не нужна. На выступлениях камерного оркестра зал всегда полон. Причем приходят не только пожилые люди, но и много молодежи. Я часто наблюдаю за зрительным залом во время выступлений — как у людей горят глаза после концерта, как они аплодируют. Почувствовать, как слушатели дышат в унисон с музыкой, которую ты исполняешь, — за это многое можно отдать!

О семье

— Мои родители не были артистами. Папа — строитель. Мама закончила Львовское хореографическое училище, какое-то время работала в театре, но балетную карьеру решила не продолжать. Поступила в политехнический институт, после окончания которого попала по распределению на Уфимский химический завод. Родители познакомились на репетиции народного хора (они очень любили петь, у папы был прекрасный тенор, у мамы — сопрано) в Уфе. Так что, можно сказать, своим появлением на свет я обязана искусству. Естественно, с самых ранних лет я была приобщена и к музыке, и к танцу, и к театру. Меня отдали в музыкальную школу. Позже, когда в Уфе открылась специальная музыкальная школа для одаренных детей, поступила туда. Дальше была учеба в Гнесинке.

В детстве я, кстати, серьезно занималась балетом, но музыка все-таки победила. До сих пор танцы — моя страсть, до сих пор мечтаю научиться танцевать профессионально танго, но не хватает времени.

У нашей младшей дочери Риммы огромный музыкальный опыт. На свои первые гастроли она поехала, когда ей было семь месяцев. В Италию. Когда мы стали заниматься с ребенком, то увидели, что у нее есть и прекрасное чувство звука, идеальный слух. А это — главные качества для скрипача. Первый раз она приняла участие в серьезном конкурсе краевого уровня в 2002 году, где заняла второе место. Сейчас Римме уже четырнадцать — сложный возраст, когда она отстаивает свое право на свободу. Ей, как и всякому подростку, хочется гулять, общаться с друзьями по Интернету. Так что приходится корректировать ребенка — сейчас ответственный период, она переходит во взрослую лигу. Одно дело, когда на скрипке играет маленькая девочка — это вызывает удивление и восхищение, другое — когда на сцене взрослая девушка и среди ее соперников опытные музыканты. Нам не раз предлагали отдать ее в Центральную музыкальную школу при Гнесинке, но я и Михаил Иосифович понимаем, что пока ее нужно контролировать, а это значит, что вместе с ней необходимо переехать в Москву… Но здесь, в Красноярске, дело всей жизни, мы не можем все бросить. Когда поймем, что Римма готова к самостоятельной жизни, мы ее отпустим в свободное плавание.

Вообще это очень большое счастье, когда все члены семьи занимаются одной профессией. Для меня нет большего наслаждения в жизни, чем выступать на сцене вместе с дочерью и мужем. Эмоции, которые ты испытываешь после удачного семейного концерта, просто невозможно передать словами.

Основателем и художественным руководителем оркестра является скрипач, заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой струнных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра Михаил Бенюмов. Большинство скрипачей камерного оркестра — его выпускники, что обеспечивает единство школы и исполнительского стиля. Директором оркестра на протяжении почти десяти лет являлась пианистка. C января 2003 года должность директора оркестра занимает Ирина Кац.

Заслуженная артистка России Лариса Маркосьян — солистка Красноярского камерного оркестра. Выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва).
С 1996-го по 1998 год занималась в Международной академии музыки в Неаполе под руководством выдающегося пианиста Сержо Фиорентино.

С 1981 года преподает класс фортепиано в КГАМиТ. Ведет активную концертную деятельность, исполняет произведения Моцарта, Баха, Шумана, Блоха, Чайковского. Имеет грамзаписи на фирме “Мелодия”. В дуэте с заслуженным артистом России Михаилом Бенюмовым и в качестве солистки Красноярского камерного оркестра выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Италии, Испании. Сотрудничает с известными музыкантами и дирижерами: Пьеро Беллуджи (Италия), Штефан Вайлер (Германия), Линь Тао (Китай), Петр Грибанов (Санкт-Петербург), Михаил Аркадьев (Москва).


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА