Новости

Дополнительная секция

Дополнительная секция

Как моду на фитнес сделать привычкой к здоровому образу жизни

Заниматься фитнесом сегодня — хороший тон. “Это так же модно, как посещение фан-парка “Бобровый лог”, — говорит заслуженный мастер спорта, чемпионка мира по скалолазанию 2007 года Татьяна Руйга. — И неважно, что половина спускающихся с гор на лыжах и сноубордах “чайники”, которым важно лишь “засветиться” на склоне, и примерно столько же посетителей элитарных фитнес-клубов покупают абонемент из тех же соображений. Если бы не было моды на здоровый образ жизни, люди вообще перестали бы заниматься спортом”.

___

По оценкам директоров городских фитнес-клубов, сегодня лишь два-три процента красноярцев регулярно ходят в тренажерный зал и на групповые занятия. Индивидуальные тренировки, подразумевающие вдумчивый комплексный подход к “построению” собственного тела, выбирают пока немногие. Впрочем, квалифицированного персонального тренера могут предложить лишь самые крупные клубы — а их в Красноярске можно по пальцам перечесть. Всего же в городе действует около 40—50 фитнес-центров. Много это или мало? Татьяна Руйга считает, что — недостаточно.

— Замечательно, что у нас есть несколько фитнес-гигантов, где можно выбрать самые разные направления плюс так называемые сопутствующие услуги, также привлекающие людей, — говорит она. — Но этого мало. По идее в каждом микрорайоне Красноярска должен быть свой такой фитнес-центр, чтобы не ехать после работы, по пробкам, из одного конца города в другой, а забежать поплавать, покачаться — и пойти домой. Желательно пешком.

Время от времени в Красноярске объявляется о возможном скором приходе на местный рынок очередного крупного федерального игрока. И ничего не происходит. Эксперты говорят о высоком пороге вхождения в бизнес (в клубах premium-класса стоимость лишь одного тренажера может доходить до 500—700 тысяч рублей), о длительном сроке окупаемости — и о том, что даже существующие в городе фитнес-клубы не могут похвастаться стопроцентной наполняемостью, когда на каждый квадратный метр площади приходится по человеку.

— Поэтому, если сегодня понастроить в каждом районе Красноярска шикарные фитнес-центры, они будут пустовать, — резюмирует Татьяна Руйга. — Красноярцам, да и вообще русским людям, не привита культура фитнеса, привычка к здоровому образу жизни. Как вещи “от кутюр” покупают лишь единицы, так и любительским (о профессиональном я не говорю — это другое) спортом занимаются примерно три процента красноярцев. А ведь это не данью моде должно быть, а неотъемлемой частью жизни. Как еда.

По словам председателя Красноярской городской федерации фитнеса и аэробики Елены Курамшиной, постоянные посетители фитнес-клубов — это люди, сознательно делающие спорт именно частью жизни.

— Приятную тенденцию я наблюдаю в последнее время: клиенты стали “грамотнее”, чем даже пять лет назад, и точно знают, чего хотят, — говорит Елена Вячеславовна. — Думаю, дело в популяризации фитнеса, в появлении достаточного количества специализированных журналов, телепередач, интернет-сайтов. Девушки к моменту первого посещения тренажерного зала уже имеют представление о том, что им нужно делать, а чего не нужно. И, главное, могут разобраться в профессиональной состоятельности тренера. А это очень важно, поскольку неграмотный инструктор может все испортить: как минимум — клиент не получит никакого результата, как максимум — подорвет здоровье. Плюс навсегда разуверится в необходимости заниматься фитнесом.

Впрочем, Елена Курамшина отмечает, что уровень подготовки фитнес-инструкторов в Красноярске сегодня вполне достойный. В эту профессию можно прийти по-разному, но намного проще, если есть физкультурное образование или хотя бы хорошая физическая подготовка. Сертификат, вручаемый после экзамена, является гарантией того, что начинающий фитнес-инструктор, как минимум, знает теорию (анатомию, физиологию человека, основы диетологии и травматологии) и умеет провести групповое занятие традиционной композиции — разминка, основная часть, “заминка”.

— С удовольствием развенчаю миф о том, что сегодня фитнес-тренерами становятся люди случайные, — говорит Полина Матвейчук, инструктор по силовой и классической аэробике одного из городских клубов. — Человек с улицы просто физически не сможет окончить курсы: чтобы заниматься с 11 утра и до позднего времени, как занимаются будущие инструкторы на курсах Международной ассоциации фитнеса и аэробики в России, нужна очень хорошая физическая подготовка. Я много занималась баскетболом, волейболом, легкой атлетикой, танцами, и экзамен сдала с первой попытки. К слову, он состоит из теории, первого этапа, на котором “срезались” несколько человек из моей группы, и практики, конечно. И с первого раза оба этапа прошла лишь половина группы. А потом ты получаешь корочку — мечта сбылась, и все в твоих руках. Идешь по клубам, предлагаешь свои услуги, нарабатываешь опыт и репутацию.

Полина утверждает, что мода на профессию фитнес-тренера среди красноярской молодежи, конечно, существует, но следовать ей не сверхцель. Изначально все идет от желания вести здоровый образ жизни и держать в форме прежде всего собственное тело. “Неформатные” фитнес-инструкторы в Красноярске сегодня редкость, — говорит Елена Курамшина. — Наверное, директора клубов тоже стали более грамотными и обращают пристальное внимание не только на наличие специального образования и навыки нового тренера, но и на внешность. Клиенты ведь тоже смотрят в первую очередь на то, как выглядит человек, который собирается их учить. И все-таки я не устаю повторять: чтобы найти “своего” инструктора, нужно сменить немало клубов, но результат того стоит”.

Как рассказывают люди, годами хранящие верность фитнесу, “правильный” инструктор, умело подогревающий интерес к занятиям и помогающий добиться нужных результатов, — это самое главное. Удобство расположения клуба красноярцы в основном в расчет не берут, поскольку неизбалованны. Но характерно при этом, что большая часть постоянных посетителей фитнес-центров и в детстве занимались хоть каким-нибудь спортом.

— Взрослых людей перевоспитать невозможно, и если в их жизни нет места фитнесу, то уже, скорее всего, никогда не будет, — говорит Татьяна Руйга. — Я совершенно убеждена, что привычку к спорту необходимо формировать с детства, лет с пяти-шести, когда только складывается характер и проявляется личность ребенка. Когда я росла, спортзал академии цветных металлов и золота находился через дорогу от дома, и мы с сестрой бегали туда постоянно. Чего там только не было: секции подводного, обычного плавания, бокса, дзюдо, художественной гимнастики… А сейчас в Красноярске один бассейн на левом берегу, один на правом, и мало кто из родителей способен постоянно возить детей по разным секциям. Не хватает времени — и денег. Да и секций осталось мало. Да и хорошие тренеры не идут на эту работу, поскольку там слишком низкие зарплаты.

Не так давно Татьяна Рудольфовна зарегистрировала некоммерческую общественную организацию “Фонд развития и поддержки спорта Татьяны Руйга” (ФТР), основным направлением работы которого заявляется именно поддержка и развитие детского спорта. “На практике это выглядит примерно так: мы встреваем во все мероприятия, которые проводятся в городе или крае, ищем спонсоров (пока это в основном наши друзья), покупаем детям подарки — и стараемся сделать любое спортивное событие праздником, — говорит Елена Кемлер, исполнительный директор фонда. — Сейчас, например, помогаем провести краевой смотр-конкурс физической подготовки (“Ты сможешь!”) среди детских домов и школ-интернатов. Первый этап уже прошел, в мае финал. Ребятишки в восторге. И мы уверены, что сможем изменить среду, в которой будут жить и развиваться наши дети”.

— Детей надо отрывать от компьютеров, объяснять им, что пинать мяч или прыгать “в резиночку” — это, говоря их же языком, “прикольно” и интересно, — продолжает Татьяна Руйга. — Мы пытаемся дать подросткам понять, что необязательно быть телеведущей или фотомоделью, чтобы стать известной и богатой. Я, спортсменка, тому живой пример. Видите ли, пустые разговоры о полезности спорта бессмысленны, детей надо заинтересовать, скажем так, материально. К примеру, приехали мы на районный турнир по художественной гимнастике, вручили девочкам-победительницам по 700 рублей в конвертиках — вы бы видели, как они радовались. Наверняка поняли, что спортом можно зарабатывать. А это мощный стимул. Вспомним закон рынка: спрос диктует предложение. Если культивировать спрос — то есть желание детей заниматься спортом, в наших школах и ДК вновь начнут открывать кружки и секции, родителям станет во всех смыслах проще водить туда ребятишек. И лет через десять-пятнадцать Красноярск получит поколение людей, не мыслящих без спорта своей жизни. Все просто в общем-то.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА