Безопасность и правопорядок
В красноярских школах проходят уроки по предотвращению ложных минирований
Эвакуации затронули не только школы, но и детские сады.
Утро понедельника, 7 февраля, для красноярцев началось с нового сообщения о минировании школ. На этот раз обошлось без эвакуации: образовательные организации получили письма от неизвестных “шутников” до того, как успел прозвенеть звонок к первому уроку. Детей развернули у дверей и отправили по домам, занятия первой смены отменили. “Когда решится проблема с лжеминированием школ? — возмущаются красноярские родители в школьных чатах. — Сколько это может продолжаться? Что за глупые шутки?!”
Задержали не всех или не тех?
Реакцию горожан можно понять. Вчерашнее “минирование” — уже восьмое в нынешнем году и девятое, если считать ещё и декабрьское происшествие. Эвакуации затронули не только школы, но и детские сады. Из-за террористической угрозы мало того, что срывались занятия у детей, но и родители дошкольников и младшеклассников вынуждены были бросать работу, чтобы забрать и отвезти домой детей. В образовательные учреждения каждый раз отправляли сотрудников правоохранительных органов для проверки информации о взрывном устройстве, были задействованы кинологи со служебными собаками. В зданиях выставлялись посты круглосуточной охраны полиции и Росгвардии. Вместо того чтобы ловить бандитов и жуликов, полицейские сутками дежурили в школах. В конце января следователи нашли подозреваемых. Ими оказались ученики одной из школ Красноярска. Подростков задержали, однако в феврале школы получили новые письма с террористическими угрозами. Кто и зачем делает такие рассылки, сейчас продолжают выяснять правоохранители. По каждому случаю возбуждено уголовное дело о заведомо ложных сообщениях об акте терроризма.
Эвакуация по алгоритму
Чьи-то злые “розыгрыши” стали настоящей проблемой для города. На днях ситуацию обсудили депутаты горсовета на совместном заседании комиссий по социальному развитию и по городскому самоуправлению. Народных избранников интересовало, какие мероприятия проводятся для защиты школ от террористической угрозы и насколько чётко отлажен алгоритм эвакуации детей и сотрудников образовательных организаций. На встречу депутаты пригласили представителей мэрии, МВД и Росгвардии.
По информации специалистов управления образования, школы и детские сады оснащены необходимым оборудованием на случай террористической или любой другой угрозы. Так, во всех школах есть тревожные кнопки для оперативной связи с Росгвардией, камеры видеонаблюдения. В большинстве общеобразовательных учреждений дежурство несут сотрудники частных охранных предприятий, их привлекают к охране уже второй год. На входах почти во все школы установлены турникеты, в некоторых имеются рамки металлоискателей. Все детские сады оборудованы чиповыми замками, домофонами, звонками на входах. За каждым образовательным учреждением закреплена организация, в которую в случае угрозы террористического акта выводят детей и сотрудников.
Как отметила председатель комиссии по городскому самоуправлению Елена Южакова, школы и детские сады к подобным ситуациям достаточно хорошо подготовлены. Однако есть в этой сфере и “узкие места”. В частности, депутат уверена, что необходимо усилить информационную работу с родителями, чтобы они точно знали, как действует конкретное образовательное учреждение, когда получает сообщение о минировании.
— Нужно отдать должное управлению образования, которое подготовило алгоритм эвакуации, — пояснила Елена Михайловна. — Но я попросила представителей управления ещё о том, чтобы они рассказали родителям, какие здания и помещения закреплены за конкретными школами и детскими садами. Сообщения об актах терроризма — ложных или настоящих — очень быстро попадают в СМИ. И родители начинают нервничать, переживать, звонить учителям. У учителей же главная задача — вывести детей в безопасное место, и только после этого доходит очередь до сообщений родителям. Если бы взрослые заранее знали, куда эвакуируют учеников, то могли бы не тратить время, не отвлекать педагогов, а оперативно приехать в назначенное место и забрать детей.
Что касается охраны, то, как стало известно на заседании комиссий, круглосуточное дежурство полицейских в общеобразовательных организациях было лишь временной мерой. Посты сняли ещё в январе. Сейчас в школах продолжают работать ЧОПы. Депутаты предложили сделать дежурство сотрудников полиции в школах постоянным. Однако представители полиции пояснили, что штата полиции для такой меры недостаточно, для этого требуется кратное увеличение числа сотрудников.
Важный разговор
Между тем управление образования решило организовать масштабную разъяснительную кампанию среди школьников — рассказать детям, к каким последствиям могут привести “шутки” о ложных минированиях. Профилактическую работу с детьми на тему ответственности за совершенные поступки поручил провести глава города Сергей Ерёмин. Учителя, психологи и полицейские сейчас устраивают для учащихся “уроки ответственности” — тематические классные часы и беседы. Как рассказали в главном управлении образования, первый урок в формате беседы для девятиклассников школы № 137 провёл психолог, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “ЭГО” Дмитрий Юрков. Ребята посмотрели отрывки из фильма “Обыкновенное чудо”, поговорили о героях из литературных произведений. На примере реальных случаев из жизни ребята обсудили, как необдуманный поступок может привести к серьёзным последствиям, а те, кто поступок совершал, получают уголовное, административное, дисциплинарное наказание. В конце урока старшеклассники самостоятельно сформулировали определение понятию “ответственность”.
— Тема ответственности достаточно актуальна в свете последних событий, — рассказал Дмитрий Юрков. — К сожалению, не каждый подросток осознает, что есть деяния, за которые можно понести реальное наказание, потому что совершаемый поступок ведёт к неисправимым последствиям. И наша задача — объяснить это детям.
В главном управлении образования отметили, что “уроки ответственности” — это всего лишь часть системной работы, которая проводится в школах. “О правонарушениях и возможных последствиях говорят в рамках уроков ОБЖ и правоведения, — рассказали в управлении. — В учреждениях идут факультативы по теме “Права и ответственность”, реализуются различные программы внеурочной занятости”.
В феврале во всех образовательных организациях Красноярска также планируется провести родительские собрания, на которых об ответственности несовершеннолетних за сообщения о ложных минированиях расскажут уже взрослым.
Депутаты горсовета предложили управлению образования и полицейским свою помощь. Елена Южакова отметила, что её коллеги по городскому парламенту готовы прийти на уроки и родительские собрания и принять участие в беседах на эту важную тему.
Из-за сообщений о ложном минировании эвакуация проводилась пять раз в январе, один раз в декабре. 19 января, например, пришлось вывести почти 35 тысяч детей и около семи тысяч сотрудников из 181 образовательной организации. За день до этого, 18 января, эвакуированных организаций было меньше — 110, а детей больше — 73 тысячи.