Проспект культуры
В художественном музее имени Василия Сурикова рассказали о реставрации картин
После лекции посетители музея смогли примерить на себя роль спасателей искусства.
Картина как прекрасная женщина. Со временем, если за ней не следить и не ухаживать, красота начнёт увядать. Поэтому картину необходимо правильно хранить, соблюдая температурный режим в помещении, не допуская сквозняков. К сожалению, произведения искусства без должного внимания теряют свой первоначальный вид. Их приходится “реанимировать”.
В Красноярском художественном музее имени В. И Сурикова прошла лекция о реставрации, после которой посетители музея смогли примерить на себя роль спасателей искусства.
Польза и вред реставрации
По словам лектора, художника-реставратора станковой темперной живописи Антонины Филько, реставраторы похожи на врачей. Они тоже носят белые халаты и используют медицинские инструменты — скальпели, шприцы, компрессы, ватные тампоны. И главный принцип работы тот же — не навреди. Поэтому, прежде чем вмешиваться в структуру картины, важно убедиться, что это действительно необходимо.
— Для начала нужно поставить правильный “диагноз”, то есть понять причины разрушений, — рассказывает Антонина. — Поэтому важно провести обследование и составить “историю болезни” — описать нынешнее состояние картины, сделать лабораторные и архивные исследования. По их результатам проводится своего рода консилиум — реставрационный совет, в котором участвуют историки, искусствоведы, музейные хранители, а также реставраторы разных профилей, которые решают, какое “лечение” необходимо назначить. Только после утверждения программы работ можно приступать к реставрации.
“Пушистый Иисус” и “Картофельная Мадонна”
Как считает британский реставратор Сара Уолден, есть два верных способа загубить картину: это реставрировать или не реставрировать её. Бездействие может привести к разрушению полотна. Но и восстановление не всегда приводит к желаемому результату.
Одной из самых неудачных была попытка “починить” произведение “Се человек”, более известное теперь под названием “Пушистый Иисус”. Художник написал эту фреску для местной церкви в своём городке Борхва в 1930 году. Со временем из-за некачественного хранения, отсутствия нужного температурно-влажностного режима фреска разрушилась.
Родственники художника начали собирать деньги на реставрацию, но не успели. Неравнодушная 80-летняя прихожанка Сесилия Хименес в 2010 году решила сама восстановить данную фреску. Результат крайне неудачный. Общественность была сильно возмущена этим фактом, но сама женщина защищалась. Она говорила, что хотела сделать как лучше — не могла смотреть на гибель произведения. Эта история получила огласку, не известная никому до того момента фреска стала очень популярной. Люди начали приезжать, навещать это место. В целом город только выиграл. Но произведение искусства, за восстановление которого взялся непрофессионал, было испорчено.
Хотя и работа профи бывает неудачной. Так, полным провалом обернулась попытка отреставрировать копию работы испанского живописца Бартоломе Эстебана Мурильо “Непорочное зачатие”.
К специалисту обратился частный коллекционер, предложивший за 1 200 евро почистить полотно, на котором изображена Дева Мария. В ходе работы что-то пошло не так, лицо Мадонны изменилось до неузнаваемости, и две попытки восстановить его так ни к чему и не привели. Картина стала “Картофельной Мадонной”. К такому печальному итогу привела попытка привлечь к работе реставратора не картин, а... мебели. Этот результат может смешить, забавлять, пока не задумаешься о том, что это мог быть какой-нибудь шедевр, например “Джоконда”...
“Женщина в красном” показала лицо
Не стоит недооценивать работу реставраторов, часто они открывают нам глаза на истинный вид картин. Например, британский искусствовед Филип Молд взялся за восстановление классической картины XVII века “Женщина в красном”, которая была написана маслом в 1618 году неизвестным художником. Спустя 200 лет работу для сохранности покрыли толстыми слоями лака, который впоследствии потемнел и изрядно исказил первоначальные цвета картины. С помощью специального средства Филип снял несколько слоёв лака и показал миру, как же выглядело произведение искусства первоначально.
Сохранить и приукрасить
Повреждённые произведения искусства стараются сохранить разными способами. Применяются консервация и реставрация. Цель консервации — сохранение объекта в том виде, в котором он дошёл до нас. В этом случае используются различные методики укрепления, но, например, не удаляется потемневшее покрытие, не восстанавливаются утраченные части. Консервация часто применяется в отношении икон, поскольку бывает невозможно реконструировать утраченные элементы произведений.
— При реставрации произведение приводят в так называемый экспозиционный, “товарный” вид, когда его можно показать зрителю, максимально полно раскрыв визуальный образ — тот, который заложил в него автор, — отмечает Антонина Филько. — На данном этапе работы реставратор руководствуется двумя основными принципами: обратимости и отличимости. Принцип обратимости состоит в том, что реставратор должен использовать в своей работе материалы, которые при необходимости можно без потерь удалить с произведения.
А благодаря использованию принципа отличимости человек может увидеть разницу между работой автора и реставратора. В качестве особо яркого проявления этого принципа можно привести пример из архитектуры — реставрацию Карлом Рохасом замка Матрера в Испании. Архитектор не стал воссоздавать здание по сохранившимся чертежам, придавая ему оригинальный облик. Была построена новая массивная структура из бетона, сквозь стены которой местами просматриваются черты древнего замка. Реставрация вызвала множество споров и была негативно воспринята публикой. А вот эксперты посчитали её правильной и оценили высоко — проект даже получил награды.
Возможно, один из самых спорных моментов реставрации живописи — надо ли удалять потемневший лак с произведения искусства. Он сильно влияет на восприятие картины. Тем не менее это неотъемлемая часть авторского слоя и авторской работы. Очень часто художники вмешивали в лаки дополнительные цвета, которыми прорабатывали нюансы.
— В российской школе реставрации предпочитают не удалять лак полностью, сохраняя максимально авторский слой, — отмечает эксперт. — А вот в британской и американской школах предпочитают удалять лак полностью, раскрывая всю гамму цветов. Такой подход опасен тем, что вместе с потемневшим лаком можно удалить и часть авторского красочного слоя. Что, возможно, и произошло в случае с “Картофельной Мадонной”.
“Не дышите на шедевр”
В выставочных залах следят за микроклиматом, поскольку произведения требуют особых условий хранения и экспонирования. Одно из важных правил, которых должны придерживаться посетители, — не трогать картины, поскольку грязь, жиры, косметика могут попасть на поверхность работ. Удалить пятна бывает очень трудно. Другое важное правило — нельзя картины фотографировать со вспышкой, в основном это относится к произведениям, выполненным на бумаге, поскольку от яркого света они очень страдают.
— Наверняка вы слышали фразу “Не дышите на шедевр”. Она появилась не случайно, — подчёркивает Антонина Филько. — При скоплении большого количества народа в помещении влажность в нём резко возрастает, и произведения могут быть повреждены. Например, иконы могут покоробиться, растрескаться. Поэтому большое количество людей на выставках и в музеях стараются не допускать в маленькие залы. Например, в комнату, где находится фреска “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи, не пускают более 15 человек за раз.
Картины страдают и от биологических разрушений. Например, деревянные основы или скульптуры часто повреждают жуки-точильщики, которые прокладывают в произведениях свои ходы. Кроме того, на полотнах может образоваться плесень.
Реставрация — не просто ремонт, а крайняя мера, на которую готовы пойти обладатели и хранители произведений искусства, для того чтобы не потерять навеки шедевры. Это риск, поскольку, с одной стороны, реставратор способен вдохнуть в шедевр новую жизнь, но в то же время ценой ошибки может стать даже утрата произведения.