Новости

Конкурс

Конкурс

Конкурс “Я — тренер” среди тренеров-преподавателей муниципальных учреждений Красноярска, безусловно, стал ярким и запоминающимся событием. Не только для 12 номинантов, но и для членов жюри, болельщиков из групп поддержки конкурсантов и даже для юных ассистентов из спортшколы по хоккею с мячом. Последние исполняли роль подопытных кроликов, на которых демонстрировали свое мастерство тренеры. Представляете себе, на этапе полуфинала конкурса мальчишкам надо было за полтора часа практически без тайм-аутов принять на себя всю мощь педагогического арсенала тренеров по таким разным видам спорта, как акробатика, регби, конный спорт, борьба, футбол и бокс. Казалось, что ребята могут не выдержать нагрузки, но педагоги умело варьировали упражнения, их интенсивность, не забывая в шутливой форме поддержать смелых и умелых, подсказать отстающим, как надо правильно выполнить задание. Зато ребята (по “подсказке” жюри) могли отыграться на преподавателях, имитируя болезнь, усталость или даже свою строптивость — нежелание подчиняться их требованиям. Добавляло трудностей тренерам и то обстоятельство, что, только взяв со стола жюри билет, они узнавали свое задание. Каждый из номинантов на своей 10—12-минутной тренировке должен был продемонстрировать, каким образом он будет развивать у своих подопечных скорость, выносливость или координацию движений. Не зря второй конкурсный тур назывался “Импровизация”.

Большинство тренеров сумели справиться с поставленными в ходе “Импровизации” задачами, верно среагировали на мальчишечьи проказы или уловки. При этом каждый конкурсант сумел показать свой фамильный стиль. Юлия Сунозова была доброжелательна, внимательна и убедительна. Игорь Девяткин вселял в учеников уверенность в своих силах, веселой шуткой снимал напряжение, поощрял лучших. Константин Серяков следовал принципу: делай, как я. Он сам выполнял вместе с ребятами все упражнения и своими доходчивыми и острыми комментариями также вызывал дружный мальчишеский смех. Кстати, упражнения, подобранные Серяковым, были настолько необычны и интересны для мальчишек, что один из хоккеистов по окончании мини-тренировки поинтересовался у Константина Сергеевича, можно ли ему записаться к нему в регбийную группу...

Члены жюри, среди которых руководители главного управления “Красспорт”, такие известные в спорте люди, как доктор наук Василий Пономарев, кандидаты наук Александр Савчук, Екатерина Ким, участник Олимпийских игр, мастер спорта международного класса Алексей Прошин, — также, по сути, стали конкурсантами. Дело в том, что конкурс “Я — тренер”, организованный ГУ “Красспорт”, соучредителем которого стало ООО “Мега-Плюс”, проводится впервые. И, как говорят сами члены жюри, им уже по ходу состязания приходится дорабатывать критерии определения лучших, согласуя различные точки зрения, аргументируя свои оценки. И для арбитров конкурс принес много неожиданностей.

— Честное слово, — говорит Наталья Мухгалеева, — для многих из нас стал приятной неожиданностью ряд тренировочных занятий, проведенный конкурсантами. Я просто представить себе не могла, что так интересно можно соблюдать и интерпретировать общепедагогические законы и приемы во время тренировок по конному спорту. Юлия Сунозова смогла это сделать. При этом она сумела, на мой взгляд, максимально усилить во время занятий активность юных всадников. Не забывала Юлия им напомнить также о том, что за хорошо выполненное действие надо обязательно похвалить не только себя, но и сказать ласковое слово и погладить своего партнера — лошадь.

Сюрпризом для жюри стало также то, что такой опытный и заслуженный тренер, как Виктор Лучинскес, для своей показательной тренировки привлек мальчишек-первогодков из начальной группы подготовки. Казалось бы, что для этого лучше подошли бы более опытные ребята-разрядники, которые блестяще могут продемонстрировать приемы единоборства. Ответ Виктора Запоусовича был предельно лаконичным, но исчерпывающим: “А я люблю работать с малышами”. Но тренеру необходимо не только брать за руку мальчика или девочку и знакомить их с миром спорта, помогать становиться сильными, здоровыми, гордыми людьми, воспитывать будущих чемпионов и призеров. Важным качеством для каждого тренера-преподавателя является умение полемизировать, убеждать оппонентов, начальство, представителей спортивной общественности и, конечно, родителей своих учеников. И конкурсантом было предложено выступить перед различной, но виртуальной аудиторией. Артем Лисничук выступал перед своими коллегами, размышляя о том, каким должен быть детский тренер, Ольга Тищенко рассказывала о необходимости научно обоснованного спортивного набора, Юлия Сунозова полемизировала с “родителями” в лице жюри и болельщиков на тему о том, что такое детский спорт — опасность или шанс? Игорь Девяткин объяснял “общественности”, от каких факторов зависит успешность спортсмена. Лучшие лекторы, как правило, не просто демонстрировали эрудицию, глубокие знания, но и читали стихи и, самое главное, смело отстаивали свои взгляды. Константин Серяков, к примеру, утверждал, что главный талант человека — знать, чего он по-настоящему хочет в жизни. Сам же он хочет быть хорошим детским тренером и знает, что может дать на занятиях регби детям, которые к нему придут. “Регби чем отличается от других видов спорта? — задавал Константин вопрос аудитории. И сам же на него отвечал. — Если в легкоатлетическом спринте важна скорость, в тяжелой атлетике — сила, в гимнастике — ловкость и координация движений, то в регби успеха может добиться и мальчик с избыточным для футболиста весом, и не очень подвижный или сильный подросток, который со временем может стать прекрасным снайпером, поражающим цель с любой дистанции.

Конкурс проходил по системе турниров с выбыванием — то есть системе плей-офф, как принято говорить сейчас. В первом туре приняли участие 12 тренеров-преподавателей. После первого тура осталась ровно половина. В финал должны были войти только три человека, но призовое трио нежданно превратилось в квартет. Вслед за Девяткиным и Сунозовой, набравшими соответственно 84,6 и 62 балла, в финал прорвались Лучискенс и Серяков (оба по 80,2 балла). Это обстоятельство и то, что каждый тур участники начинают с нуля, значительно усилило интригу заключительного тура — “Дебаты”.

В ходе дебатов на заданную тему с конкурентами, членами жюри и даже зрительным залом кафе “Play-off” рывок на заветную финишную ленточку успешнее всех сумел совершить Девяткин, как всегда блеснувший эрудицией, находчивостью, умением убеждать. Золотой знак “Тренер года” из чистого золота стоимостью 10 тысяч рублей заместитель руководителя ГУ “Красспорт” Владимир Мусиенко вручил именно Игорю Девяткину — старшему тренеру-преподавателю МОУДОД “СДЮСШОР “Рассвет” по футболу. На втором месте — Юлия Сунозова (отделение конного спорта МОУДОД “СДЮСШОР “Здоровый мир”), на третьем — Константин Серяков (МАОУДОД “СДЮСШОР “Регби-Красный Яр”), четвертое место в конкурсе — у Виктора Лучискенса (МОУДОД “СДЮСШОР по видам единоборств”). Все финалисты и участники конкурса получили памятные призы, а известный красноярский меценат Александр Ганцелевич вручил Девяткину, Сунозовой и Серякову денежные призы — 50, 30 и 20 тысяч рублей соответственно.

Главная задача конкурса, которую руководитель ГУ “Красспорт” Сергей Кочан определил как повышение престижа и статуса тренера-преподавателя, привлечение к тренерской работе молодых специалистов, на взгляд его участников, выполнена.

— Это здорово, что в нашем городе раз в два года будет определяться тренер года, — считает Игорь Девяткин, — и говорю об этом не потому, что мне удалось стать победителем. Дело в том, что сам конкурс — хорошая школа и экзамен для тренера. Я готовился к нему очень серьезно. И, хотя перекопал гору литературы, консультировался с опытными коллегами, волновался на каждом этапе, как школьник. Поверьте, призы — это хорошо, но даже просто проверить себя, свои убеждения под строгим взглядом признанных специалистов — очень ценно. Уверен, что каждый из участников прибавил в своем тренерском мастерстве.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА