Проспект культуры
В Красноярск привезли уникальные экспонаты из коллекции альпиниста Абалакова
Скульптуры и рисунки, фотографии и документы, награды и личные вещи семьи Абалаковых — точное количество предметов ещё предстоит посчитать.
Туристический рюкзак, на лямке которого сохранился хрупкий кусочек крыла бабочки… Возможно, именно с этим рюкзаком известный альпинист Евгений Абалаков совершал свои восхождения в 30-е годы прошлого века. И засохший фрагмент крылышка прицепился тогда — почти сто лет назад. Красноярским исследователям ещё предстоит подтвердить или опровергнуть это предположение. На днях в наш город доставили наследие семьи Абалаковых — артефакты, многие из которых музейные работники называют жемчужинами.
Для транспортировки экспонатов создали особые условия. Артефакты тщательно упаковали: обернули бумагой или полиэтиленом, перетянули скотчем, хрупкие предметы уложили в коробки из толстого картона. Архив доставили спецтранспортом, на протяжении всего пути сохраняли температурные условия, необходимые для хранения музейных экспонатов, — 20–22 градуса. Скульптуры и рисунки, фотографии и документы, награды и личные вещи семьи Абалаковых — точное количество предметов ещё предстоит посчитать. Пока называют примерное число — несколько тысяч. На распаковку артефактов сотрудники музея “Мемориал Победы” пригласили журналистов.
Мечтал о музее
— В Красноярск привезли уникальную коллекцию, — рассказывает Юлия Петунина, главный хранитель музея “Мемориал Победы”. — Творческое наследие хранилось в Москве — в мастерской сына Евгения Абалакова, Алексея, и квартире семьи.
Алексей, как и Евгений, был скульптором. Недавно он ушёл из жизни, мастерскую нужно было срочно освободить. Наследие могло быть безвозвратно утеряно.
— Вообще, разговоры о необходимости создания музея Евгения Абалакова в Красноярске шли давно. Алексей очень старался, чтобы это было сделано, но при его жизни осуществить идею не получилось, — рассказывает Юлия Михайловна. — После переговоров с наследниками было принято решение перевезти коллекцию в Красноярск. При участии администрации города мы смогли доставить архив спецтранспортом. Символично, что это произошло в юбилейный год — 17 февраля исполняется 115 лет со дня рождения Евгения Михайловича.
Хранитель отмечает: важно восстановить память об Евгении Абалакове. Хотя его именем названы несколько объектов нашего города, не все красноярцы знают, кем был Евгений Абалаков. "Этот человек — легенда, культовая личность, — говорит Юлия Петунина. — Теперь нас ждёт большая исследовательская работа. Будем изучать скульптуры, картины, документы и фотографии. Что касается произведений искусства, здесь есть интрига. Евгений прожил немного, он трагически погиб в 41 год. В первую очередь он был альпинистом, а уже потом скульптором. Его творческое наследие не такое большое, каким могло быть, если бы он прожил полноценную творческую жизнь. Нам кажется: чтобы показать, насколько значимым Евгений мог быть в советском искусстве, его сын Алексей некоторые свои работы подписывал именем отца. Когда Алексей был жив, мы общались с ним, предлагали восстановить истину. Но он уклонился. Так что во время исследований будем определять авторство. Возможно, потребуются и некоторые реставрационные работы, это станет ясно после оценки состояния артефактов.
— Евгений Абалаков — личность мирового значения, его называли альпинистом номер один в Советском Союзе. Герой Великой Отечественной войны, талантливый скульптор и художник, наш земляк. Важно здесь, в Красноярске, сохранять его наследие и память о нём, — говорит Любовь Сахарова, руководитель главного управления культуры администрации города. — Пока сложно дать точный прогноз, когда красноярцы смогут увидеть экспонаты коллекции. Мы только получили артефакты и оцениваем их состояние. Но, учитывая, что в этом году исполняется 115 лет со дня рождения Евгения, а также 80 лет с начала военных операций на Кавказе, в которых он принимал участие, хочется выставить какие-то экспонаты ко Дню Победы в мемориале.
Кавказ. 1934 год
Юлия Петунина осторожно распаковывает артефакты. На руках хранителя — белые перчатки, чтобы не повредить экспонаты. Столь же бережно их упаковывали в Москве. В коллекции не только документы и работы, но и личные вещи скульпторов.
— Этот рюкзак хранился в мастерской Алексея Абалакова. Есть предположение, что он мог принадлежать самому Евгению, — рассказывает Юлия Петунина, освобождая вещь от упаковки. — Видим здесь следы бытования: повреждения, узелки, заплатки. Уникальная и трогательная деталь — засохшее крылышко бабочки на лямке. На рюкзаке нашивка, говорящая о том, что это импортная вещь, произведённая в 1930-х годах. До разработки известного абалаковского рюкзака оставалось ещё несколько лет. В архиве есть ещё несколько рюкзаков, но их Алексей использовал не для походов, а чтобы создавать скульптуры, посвящённые подвигам отца.
В старом почтовом ящике транспортировали стеклянные негативы. Это фотослайды, снятые в процессе двух экспедиций, в том числе Таджико-Памирской.
— На слайдах — горы, скалы. Те восхождения были связаны не только с туристическими интересами, — отмечает Юлия Михайловна. — Это 30-е годы двадцатого века, молодая страна. Необходимо было делать геологические изыскания, изучать горные высоты.
В ящике приехал и стереоскоп. Этот прибор позволяет рассматривать стереослайды — объёмные фотографии. И сегодня, спустя столько лет, он находится в рабочем состоянии.
— На стереослайдах — надписи на латинице. Вот, например: Кавказ, 1934 год. Это было сделано для того, чтобы результаты исследований представлять не только в Советском Союзе, — поясняет Юлия Петунина. — Вообще, фотографий в семье Абалаковых было огромное количество. После раннего трагического ухода Евгения его вдова Анна Николаевна и сын Алексей посвятили свою жизнь сохранению памяти о нём. Старались делать всё, чтобы как можно больше людей знали о его достижениях и работах. В том числе были пересняты и перепечатаны фотографии, которые делал Евгений. Снимки экспонировались на выставках в спортивных организациях.
Хранитель бережно распаковывает эти фотографии. Вот один из самых известных снимков, на нём Евгений в альпинистском снаряжении. Именно с этой фотографии Алексей делал скульптурный портрет отца и писал картину. На следующем снимке — Евгений с маленьким сыном рядом со скульптурным портретом заслуженного мастера спорта лыжника Иванова. Этот бюст также приехал в наш город.
— Вот портрет Евгения в годы войны. Тогда он жил в Москве, сначала участвовал в обороне столицы, а затем — в обороне Кавказ. Руководил подготовкой бойцов в военной школе скалолазов, — рассказывает Юлия Михайловна. — Здесь же снимки вдовы Евгения — Анны Николаевны Казаковой. Интересно, что фамилию Абалакова она взяла только в 1960-х годах.
Алексей написал эссе о матери, в котором отметил, что она прожила два сорокалетия. Первое было жизнью счастливой женщины, второе — вдовы, посвятившей себя увековечиванию памяти мужа.
— Гордость и жемчужина коллекции — рисунок Евгения Абалакова с его автографом. Это одна из немногих работ, подписанная живописцем. Она висела в комнате Алексея Абалакова, — рассказывает Юлия Михайловна. — Рисунок раскрывает художника с другой, несколько лирической стороны. Работа подписана: Крым, Гурзуф, 1934 год.
Художник — художнику
В нескольких коробках — документы, книги, награды семьи.
— Эти предметы очень интересны для нас, исследователей, — говорит Юлия Петунина. — Вот паспорта Евгения, посмотрите, как изменялся этот документ. В паспорте, выданном в 1940 году, написан только год рождения — 1907. В документе 1946 года — уже полная дата: 17 февраля 1907 года. Интересно, что в обоих паспортах нет штампов и записей о браке, детях. Тогда такие данные в документ не вносили, указывали только прописку и информацию о предыдущем паспорте.
В этой же папке — диплом Евгения об окончании Московского государственного художественного института.
— Здесь он учился у знаменитой Веры Мухиной, автора композиции “Рабочий и колхозница”, — говорит хранитель. — Из Красноярска в Москву Евгений уехал в 1926 или 1927 году, источники разнятся на этот счёт. Рекомендацию в институт ему давал наш прекрасный художник Дмитрий Каратанов. Вот она — в этой папке. Возвращение документа в Красноярск — волшебная история. Эта рекомендация написана рукой одного художника, чтобы дать творческую жизнь другому таланту. Здесь же удостоверение Евгения об окончании школы, особого внимания заслуживает список предметов, среди которых есть минералогия. Сохранилась и выписка из метрической книги, своеобразное свидетельство о рождении, подтверждающее крещение Евгения Абалакова на нашей сибирской земле. Это бесценный документ.
В отдельной коробочке — награды Евгения Михайловича и удостоверения к ним. В том числе — медали “За оборону Москвы” и “За оборону Кавказа”. Сотрудники музея отмечают: это большая ценность, когда сохраняются и награды, и удостоверения.
Досье
Евгений Абалаков — знаменитый альпинист, скульптор, художник. Прежде всего он известен как первовосходитель на высшую точку Советского Союза — пик Сталина (затем он назывался пик Коммунизма, ныне пик Исмоила Сомони, высота 7 495 м). Это событие произошло 3 сентября 1933 года.
Евгений Михайлович покорил более пятидесяти вершин, проводил научные исследования, изучал и наносил на карты горные хребты и ледники Памира, Тянь-Шаня, Кавказа.
Евгений родился в 1907 году в Енисейске, детство провёл в Красноярске — в доме, который сейчас называется Дом Абалаковых.
В 1932 году он окончил Московский государственный академический художественный институт, затем аспирантуру. В 1936 году стал членом Союза художников СССР. Евгений Абалаков — автор известных скульптурных работ “В. П. Чкалов”, “Защитники Кавказа”, а также многих других произведений. Его памятник В. И. Ленину в городе Керчь был уничтожен фашистами в 1941 году.
Сохранение творческого наследия Евгения Абалакова и увековечивание памяти об отце — такой была миссия его сына, Алексея Абалакова. Интересно, что он появился на свет в день рождения Евгения Михайловича — 17 февраля. Как и отец, Алексей был скульптором-монументалистом. Его последняя работа — памятник маршалу Жукову, открытый 28 декабря 2021 года на территории Военного университета в Москве.
Нюанс
В составе ценного груза в Красноярск прибыли уникальные скульптуры “Альпинист” и “Альпинистка” — те самые гипсовые модели, с которых была отлита в бронзе и установлена в Лужниках единственная из сохранившихся монументальная скульптура Евгения Абалакова. Всего в наш город доставлено около 60 миниатюрных и крупных скульптур. Самые объёмные — весом 200, 300 и 500 килограммов.
Комментарий
Сергей Ерёмин, глава Красноярска:
— Благодаря энтузиастам-историкам и наследникам известного столбиста нам удалось спасти эту уникальную коллекцию. В ней и гипсовые модели скульптур “Альпинист” и “Альпинистка”, которые являются достопримечательностью парка московских Лужников. Ощущение, что акварельные этюды, уникальные фото из экспедиций, снаряжение до сих пор хранят в себе дух первопроходца. Своё жизненное восхождение Евгений Михайлович начал в родном Красноярске, тренировался на Столбах. Он первым покорил пик Коммунизма на Памире — самую высокую точку бывшего СССР. Поднялся на целый ряд великих горных вершин, часть из которых теперь носят его имя. Во время войны Евгений Михайлович оборонял Кавказ, обучал скалолазанию солдат. Но не менее богатой была творческая жизнь Абалакова.
Передача его наследия в Красноярск — радостное событие не только для столбистов. Это событие для всех горожан.