Новости
Обещанного тридцать три года ждут
Долгострой. Последний аккорд?
Семидесятые… Красноярский край семимильными шагами продвигается по пути индустриализации. Регион превращается в промышленный гигант. К нам стекаются высококвалифицированные специалисты из всех уголков страны. Чтобы удержать их в Красноярске, тогдашним руководителем края Павлом Федирко принимается судьбоносное решение — “Превратить Красноярский край в край высокой культуры”. Тогда этот лозунг воспринимали по-разному: кто-то — с вдохновением, кто- то — скептически… Но никто не мог предугадать, что культурное движение вперед станет определяющим в истории Сибири.
Город рос количественно и качественно и требовал многообразной культурной жизни и досуга. Тогда в Красноярске почти одновременно появились симфонический оркестр и театр оперы и балета, которые нуждались в молодых высококвалифицированных кадрах. Стало понятно: нужно не только приглашать со стороны, но и растить своих. Так в 1978 году возник Красноярский институт искусств, который со временем получил статус академии.
Прошло тридцать лет. Многое поменялось с тех пор. Нет даже той страны, где когда-то появился институт искусств. О том, как в нынешние весьма не простые для искусства времена живет творческий вуз, мы разговариваем с ректором Красноярской государственной академии музыки и театра, заслуженным артистом России, академиком МАН ВШ, профессором Константином Якобсоном.
— Создание в Красноярске института искусств — очень мудрый поступок. Надо сказать за это огромное спасибо Федирко. Без этого вуза невозможно бы было реализовать тот культурный проект, который был тогда запущен. Без кадров не может жить ни оперный, ни драматические театры, ни симфонический оркестр, ни музыкальная комедия. Если бы не институт, то они все бы остались на том местечковом, низком уровне, как были когда-то. Посмотрите на состав местных театров и музыкальных коллективов города: две трети артистов — наши выпускники. Я не говорю о музыкальных училищах и школах искусств края, где работают также наши бывшие студенты. А то, что театры и творческие коллективы берут артистов со стороны, из других регионов — это явление нормальное и даже нужное. Свежая кровь необходима любимому творческому коллективу. Это никоим образом не умаляет достоинств наших выпускников.
— Но свежая кровь нужна не только театрам, оркестрам и так далее, но и любому вузу… Ведь в свое время вуз создавался из приезжих педагогов. Как сегодня обстоят дела с новыми именами в преподавательском составе?
— Было бы очень желательно, чтобы коллектив пополнился высококвалифицированными кадрами из других вузов, в том числе и столичных. Но, увы, такой возможности сегодня нет по весьма прозаическим причинам: отсутствие материальной базы. Я бы с удовольствием пригласил какого-нибудь именитого педагога в штат, но он не поедет сюда, потому что не согласится жить в общежитии. Другого варианта жилья у меня нет. Квартир сегодня не дают, а покупать жилье вуз, сами понимаете, не в состоянии. Выход из этой ситуации пока один — мастер- классы, куда мы приглашаем ведущих преподавателей со всей страны. Только в этом году у нас побывали более двенадцати человек — профессора из Санкт-Петербурга, Москвы и зарубежья. Это помогает нам держаться в тонусе и быть в курсе, что происходит в музыкальном и театральном мире сегодня. Пополняем мы свой кадровый резерв в основном за счет своих выпускников. Но, надо сказать, что так происходит повсеместно — бывшие ученики приходят работать в альма-матер. И ничего странного и страшного в этом нет.
— А есть ли сегодня у преподавателей и студентов возможность бывать на конкурсах, фестивалях в других городах?
— Ездим мы довольно много. Вуз чем может, тем помогает и студентам и педагогам. Часть расходов на поездки оплачивает вуз, но большая часть все равно ложится на плечи студентов. Но, согласитесь, что это нужно не только и не столько вузу, а конкретному музыканту, чтобы повышать свое мастерство и зарабатывать имя. Особое внимание у нас уделяется тем преподавателем, кто пишет научные труды. Стараемся максимально покрывать расходы и на поездку, и на защиту диссертации. Все-таки качество образования в академии зависит от того, насколько высококвалифицированные преподаватели в нем работают. Постоянно наши педагоги дают мастер-классы в учебных заведениях других городов, читают лекции, приглашаются в качестве членов жюри на конкурсы и фестивали.
Надо отметить, что сегодня, для того чтобы учиться, есть все условия, даже не покидая Красноярска. Благодаря технической революции, Интернету достать можно любую запись любого концерта. Пятнадцать лет назад об этом даже и мечтать было нельзя. Да и в Красноярске довольно много событий, на которые стоит обратить внимание. Постоянно работает симфонический, русский оркестры, театры, хоровые коллективы. Дай бог хотя бы это послушать и посмотреть. Не обижен наш город и заезжими звездами.
— Несмотря на доступность информации, в последние годы существует серьезная проблема с набором на те или иные специальности…
— Существует. Да и прогнозы на будущее довольно тревожные. В первую очередь, по музыкальному факультету. Все меньше и меньше людей выбирают музыку в качестве профессионального поприща. И эта тенденция — общероссийская (исключение составляют Москва и Санкт-Петербург. И то потому, что туда стекаются лучшие силы со всей России. Причем столичные вузы осуществляют полный набор не столько за счет столичных жителей, как это было раньше, сколько за счет провинции). Причина этого процесса очевидна — мизерные зарплаты музыкантов. Какой родитель пожелает, чтобы его ребенок бедствовал или работал на двух-трех работах одновременно? Как можно содержать семью на зарплату в семь тысяч? Никак. А перед этим надо почти двадцать лет проучиться — музыкальная школа, училище, консерватория. При этом ребенок еще должен самостоятельно заниматься на инструменте два-три часа в день, а если он хочет стать ярким артистом — то и все пять-шесть часов. И на выходе у тебя — ни квартиры, ни приличной зарплаты, так зачем все эти усилия и потраченное время… В советское время, когда все жители СССР получали по сто двадцать рублей, конкурсы в консерватории были сумасшедшие. Потому что если есть способности к музыке, то, конечно, лучше обладать творческой профессией, которая даст возможность посмотреть мир, общаться с интересными людьми… чем стоять за прилавком.
— Какие специальности сегодня наиболее “в упадке”?
— Каждый год по-разному. Но можно точно сказать, что сегодня мы испытываем дефицит пианистов — на курс поступают всего на один-два человека больше, чем мы набираем. Творческий конкурс практически на нуле. Пожалуй, более благополучно обстоит дело с вокалистами — там примерно два человека на место. На исполнительские же специальности конкурс все время падает. Сегодня побеждает рацио.
— Например, Германия и Франция — рациональные страны, но там быть музыкантом очень престижно. …
— Но и там отношение к музыке и музыкантам в целом совсем другое. Если бы наши оркестранты имели такие заработки, как за границей, то, поверьте, из желающих поступить на работу в музыкальный коллектив выстроилась бы огромная очередь. В западных странах на вакансию в оркестре претендуют четыреста человек. А у нас, наоборот, боимся последних музыкантов растерять.
Как это ни прискорбно для нас, привыкших гордиться своим культурным наследием, уровень культуры в той же Германии намного выше, чем у нас. Там люди после работы не идут в магазин за бутылкой, а отправляются в различные кружки, иногда всей семьей: в хор попеть, поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте, заняться спортом… У нас государство почему-то считает культуру делом второстепенным. Поднимаем экономику, а про культуру забываем. Хотя очевидно, что одно без другого существовать не может. Обидно и больно, что стремление людей к прекрасному рубится на корню. Как один из примеров — загубленная старая система детского досуга и дополнительного образования. Раньше было масса бесплатных кружков, секций. Даже при ЖЭКах они были! Сегодня количество их сократилось, многие услуги платные… Ребенок после школы предоставлен сам себе, улице и телевизору. Последние, сами понимаете, чему могут научить… А мы удивляемся: откуда столько наркоманов среди молодежи?!. Или какое бескультурье вокруг творится!.. Чтобы человек не потянулся к водке или наркотикам, он должен знать, что у него всегда есть варианты досуга, должен уметь занимать себя. И этому надо учить с самого детства.
— Как я понимаю, один из основных поставщиков будущих студентов для академии — это гимназия музыки и театра. Но на протяжении многих лет у нее существуют проблемы с помещением. В последнее время поползли слухи, что ее вообще собираются закрывать.
— Обстановка действительно тревожная. Но окончательного решения еще нет. Пока только сокращается количество музыкальных дисциплин. Но хочется верить в лучшее. Официально это никак не закреплено, но есть надежда, что все-таки гимназия получит отдельное здание. В качестве варианта рассматривается школа © 58. Если все получится, то мы собираемся развиваться и открывать новые специальности и направления: напрмер, с первого класса дети смогут заниматься театром (сейчас — только с девятого), появится хореографический класс. Думаю, что мы найдем понимание со стороны властей, которые признают, что такое специальное учебное учреждение нужно городу, и гимназия не умрет.
— Сейчас практически во всех вузах как грибы появляются новые специальности, расширяются образовательные услуги. Появились ли новые направления в академии?
— За последнее два года мы открыли две новых специальности. Успешно работает специальность “Звукорежиссер”, мы уже приняли два набора и поняли, что интерес к этой профессии большой, она сегодня востребована. Вторая специальность — “Преподаватель бального танца”. Мне кажется, что это тоже очень перспективное направление, учитывая сегодняшний большой интерес людей к танцевальному искусству и огромное количество школ и кружков бального танца. Дипломированных же преподавателей не хватает.
— Не так давно на заседании Совета ректоров вузов Красноярского края прозвучал “неутешительный вердикт”: вузы не удовлетворены качеством знаний выпускников школ. Тревогу ректорского корпуса вызвала постоянная и неуклонная тенденция снижения знаний выпускников школ по основополагающим дисциплинам.
— Это вообще отдельная тема для разговора. С каждым годом абитуриенты приходят все слабее и слабее. Для нашей академии, может быть, не нужны глубокие знания по математике, физики, химии, но хотя бы русский язык он должен знать на приличном уровне. Все-таки мы готовим артистов. Тем не менее, многие даже не могут написать правильно слово “заявление”. Часто мне приходят “заИвлениЯ” от учащихся… Что тут скажешь? Поэтому мы вынуждены были ввести на первом курсе “новый” предмет — “Русский язык”.
— В свое время говорили о введение двухуровневой системы высшего образования, в том числе в творческих вузах…
— Тема еще не закрыта. Агентством по культуре и кинематографии в правительство России отправлен текст, где говорится, что данная форма абсолютно не подходит для консерваторий, если она будет принята, то это грозит гибелью музыкального образования России. Потому что существующая цепочка (школа — училище — вуз) дает высокое качество. Какое тут может быть разделение на бакалавров и магистров, если музыке начинают учиться в семь лет и заканчивают в двадцать один — двадцать два года. Непонятно, зачем разрушать систему российского музыкального образования, если она является эталоном для всего мира.
— Здание вуза — ровесник академии. Его возводят уже тридцать лет. Есть ли свет в конце этого строительного туннеля?
— Здание медленно, но строится. Работы идут постоянно. Но развернуться и достроить здание нам не дает финансирование. Ежегодно мы получаем двадцать миллионов рублей, но сами понимаете, что это мизерные средства на фоне дико растущей инфляции. Я даже не могу сказать, сколько нужно средств, чтобы наконец-то достроить вуз — инфляция съедает все. Если еще пару лет назад на достройку хватило бы двести пятьдесят миллионов рублей, то сегодня необходимо вложить уже около пятисот. Но есть надежда, что в ближайшие два года финансовые вливания значительно увеличатся — нам обещают уже двести миллионов в 2009 году и сто семьдесят — в 2010-м. Если прогнозы сбудутся, к 2011 году Красноярская государственная академия наконец-то отпразднует законное новоселье. Вузу тогда исполнится — 33 года. Возраст Христа, однако.