Новости

У семи нянек...

У семи нянек...

В первые в истории нашей страны в одном законе сведены воедино все нормы, регулирующие сложнейшую сферу — опеку и попечительство. Впервые подробно регулируются вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных. Впервые детально прописаны условия упрощенного и ускоренного решения вопроса о назначении опеки и т.д. Это первый закон, который будет регулировать все формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и взрослых недееспособных людей. До этого все вопросы опеки и попечительства содержались в различных законодательных актах — регламентировались Семейным, Гражданским кодексами и другими законами.

Судьба у документа, который обсуждался вчера депутатами во втором чтении, непростая, а история его долгая. Дело в том, что с 2005 года существовало два проекта. Один, при разработке которого были учтены предложения общественных организаций, занимающихся проблемами сиротства, был подготовлен Министерством образования и науки. Второй родился в недрах самой Думы и вызвал резкое неприятие многих практиков и общественности. Более всего это относилось к вопросам патронатных форм воспитания детей-сирот, правовому статусу патронатных семей — патронат как таковой появился в России совсем недавно и работает в различных российских регионах на основе местных законов. Министерский проект предполагал сделать патронат легитимным на уровне федерального законодательства. Авторы думского проекта были с этим не согласны. Также серьезные возражения вызвали положения, которые, по сути, запрещали негосударственные приюты для сирот. Против введения таких норм выступила Общественная палата, и Дмитрий Медведев пообещал, что они не будут приняты.

Поэтому после первого слушания законопроекта было принято решение “скрестить коня и трепетную лань” — то есть дополнить думский вариант документа наиболее принципиальными позициями проекта Минобрнауки. В обновленной редакции исключены спорные положения о запрете на негосударственные приюты для сирот. А что касается тех “приемных семей, патронатных семей, которые заключили договора до введения в действие этого закона, они все будут продолжать существовать. Никто расторгать договора не будет”, — заявил один из авторов думского варианта закона, глава Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Но регулировать вопросы патроната предполагается по-прежнему региональными законами.

Жизнь давно требовала кардинального реформирования всей системы опеки: к ситуации в сфере детского сиротства в России более всего подходит такое определение, как “запущенная”.__ __Статистика говорит, что численность россиян, нуждающихся в попечительстве и опеке, постоянно увеличивается. Сегодня их около 760 тысяч, из них около 300 тысяч — дети, оставшиеся без попечения родителей. 30 процентов из них находятся в интернатах и дет­ских домах. На территории РФ насчитывается 3 тысячи учреждений, но практически в каждом из них существует очередь на устройство сирот. Около
5 тысяч детей-сирот (4 процента от общего числа) воспитываются приемными родителями. Больше всего в стране распространена форма опекунского воспитания. По этой модели воспитывается 45 процентов детей.

И хотя норма отечественного законодательства предполагает приоритет усыновления детей-сирот российскими гражданами, количество попыток усыновления россиянами уменьшилось в два раза за последние десять лет. За это же время в пять раз увеличилось количество усыновлений ино­странными гражданами. Только эти данные говорят, о том, что пришло время для реформирования системы органов опеки и попечительства.

Но необходимость разработки закона связана не только с социально-экономическими причинами, но и с состоянием законодательства об опеке, которое существует на протяжении многих лет без изменений. В большинстве регионов функции органов опеки и попечительства над несовершеннолетними выполняются одним специалистом по охране дет­ства. По мнению же многих экспертов, в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, должны участвовать квалифицированные психологи и юристы.

Предполагается, что закон определит принципы правового регулирования отношений в этой области, урегулирует порядок деятельности органов опеки и попечительства, закрепит положения о распоряжении имуществом подопечных, внедрит различные модели опеки и попечительства (договорная, срочная, предварительная опека; установление опеки по заявлению родителей), максимально отвечающих интересам подопечных граждан, а также попечителей.

— Совершенно неправильно, что многие свели Закон об опеке и попечительстве к обсуждению о патронате, о том, что он может навредить этой форме семейного устройства, — говорит Ольга Абросимова, директор краевого центра семейных форм воспитания. — Главная же мысль здесь заключается в том, что родные или замещающие родители должны нести ответственность за детей. Просто передача детей из детского дома в семью — не самоцель. Сегодня почти все дети, оказавшиеся в казенном учреждении, являются социальными сиротами. Это говорит о том, что родные мама и папа не смогли обеспечить им нормальное детство. Цель органов опеки, которые представляют государство, — найти им новую, успешную семью, а не просто других родителей… В новой семье они должны получить заботу и любовь, то, чего были лишены в прежней жизни. И только подготовленные родители смогут осознать всю степень ответственности, которую они возлагают на себя, взяв ребенка из детского дома. Более того, чтобы семья состоялась, ей нужно постоянно оказывать психолого-педагогическое сопровождение, особенно в период адаптации. Причем это касается и опекунов, и приемных и патронатных родителей. А с сопровождением семей у нас проблема.

В крае 434 приемные семьи. Это относительно новая форма для нашего региона, но весьма перспективная. В первую очередь потому, что туда передаются не только маленькие дети, но и подростки. Наши психологи после мониторинга ситуации поняли, что не все так ладно в приемных семьях. Многие семьи можно сделать успешными и спасти детей от возврата в детский дом, но для этого необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку. И вот тут проблема. За судьбу ребенка-сироты отвечает сразу несколько ведомств: образование, здравоохранение, социальная защита населения. Но, как говорится, у семи нянек — дитя без глаза. Специалисты, как пожарные, появляются, когда случается беда. Структуры, которая бы работала на профилактику, нет. И все ждали, что в Законе “Об опеке и попечительстве” будет прописана роль профессиональных служб, который могли заниматься сопровождением таких семей. Потому что органы опеки — орган власти, который никогда не занимался предоставлением социальных услуг. Но — увы. Хотя один из разработчиков закона Павел Крашенинников и говорит о том, что никто не запрещает органам опеки призывать к сотрудничеству психолого-педагогические центры или другие профессиональные структуры, занимающиеся проблемой семьи…

— Но надо понимать, что слово “сотрудничество” никого ни к чему не обязывает, — говорит Ольга Борисовна. — Вопрос о подобных консультационных мероприятиях будет решаться субъективно, и об эффективности и массовости не приходится говорить. Жизнь это подтвердила: если в муниципальном образовании у специалиста опеки болит душа за свое дело, то он приглашает специалистов нашего центра, чтобы мы организовали курсы подготовки родителей, провели тренинги, консультации. А обязать его это сделать никто не может. То же самое касается и родителей: никто не может заставить его пройти специальные курсы подготовки.

Как сегодня ребенка отдают в семью? Специалист органов опеки смотрит на справки, предоставленные потенциальными родителями, смотрит в глаза людям и … выносит вердикт. Но ведь существуют специальные методики и программы, которые направлены на то, чтобы, не раня будущих родителей, выявить, насколько они готовы воспитывать чужого ребенка.

_

За последние пять лет в Красноярском крае около 18 тысяч детей остались без попечения родителей. Из них 6700 проживают в детских домах. Остальные — в семьях. Самая распространенная форма семейного устройства — опека. На сегодняшний день в патронатных семьях воспитываются 1234 ребенка, в приемных — более 500 (220 семей), в опекунских — 1638. За пять лет усыновлены 214 детей.

Ежегодно в нашем регионе примерно 4 тысячи детей остаются без родителей. Из них 70—75 процентов уходят на воспитание в семьи. Из всех брошенных детей официальный статус сироты имеет лишь 10 процентов детей.

_

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА