Новости
“Японки” опять в опале
Иногда они возвращаются. Российские власти — к полузабытым и непременно скандальным прожектам. Тут на днях член Совета Федерации РФ Владимир Федоров — к слову, бывший глава ГИБДД России — вновь заговорил о необходимости введения запрета на регистрацию праворульных авто и предложил прописать эту норму в специальном федеральном законе о сертификации автомобилей. Вроде как его концепция уже разработана.
Раньше, впрочем, тоже были концепции — и когда в 1993 запретить регистрацию “неправильных” авто собиралось правительство страны, и когда с 1 января 1995 года обещали вообще запретить эксплуатацию “японок” и “кореянок”. Дальний Восток тогда массово вышел на демонстрации, и реформу отменили. Еще две попытки подобного рода случились летом 2002-го и в 2005-м. Всероссийские акции протеста, вызванные последней, автолюбители и чиновники вспоминают до сих пор. Казалось бы, после них власти навсегда должны были отказаться от идеи запрета праворульных машин.
— Но ведь ни в одной стране мира не предусмотрено одновременное использование автомобилей с разными принципами управления, — заявил Владимир Федоров. — Хотим мы этого или нет, Россия все равно придет к этому запрету.
Сенатор считает, что в качестве мер, которые позволили бы постепенно свести к нулю привлекательность транспортных средств с правым рулем для отечественных автолюбителей, могут стать повышение таможенных сборов на ввоз таких машин, а также введение определенных сроков, после которых поставить их на учет на территории РФ будет невозможно. Владимир Федоров также добавил, что запрет должен вводиться не разом, а постепенно, так как покупатели “японок”, как выразился экс-глава ГИБДД страны, “ни в чем не виноваты”.
— “Виноваты” они, судя по всему, только в том, что не могут позволить себе дорогую европейскую иномарку с левым рулем и ищут оптимальное сочетание параметров цены и качества, — говорит депутат Красноярского городского Совета Елена Пензина. — По моим наблюдениям, на красноярском авторынке процентов даже не 90, а 98 — это праворукие машины. Да, конечно, сенатор отчасти прав: в Европе не регистрируют транспортные средства с правым, в Японии — с левым рулем. Но ни в одной считающей себя развитой стране мира нет и средних пенсий, которые меньше прожиточного минимума. Это первое. Второе: прежде чем говорить о “неправильности” правого руля, нужно было бы собрать максимально полную статистику аварийности с участием и “европеек”, и “японок”. Я, например, абсолютно спокойно пересела с леворукой машины на праворульную и не вижу принципиальной разницы. Считаю, что причина высокой аварийности на наших дорогах вовсе не в положении руля, а в головах автомобилистов. Авторам подобных инициатив надо прежде всего подумать, как заставить россиян соблюдать ПДД.
— Хотя наша автошкола принципиально против обучения курсантов на праворульных авто с автоматической КПП, я всем своим ученикам советую для поездок по городу брать автомат, — говорит инструктор по вождению одной из городских автошкол Николай Булыч. — А японские машины с АКПП на порядок дешевле европейских. И 4—5-летние, но без пробега по РФ, стоят почти столько же, сколько наши новые машины. Не исключено, что, будь отечественный автопром конкурентоспособным, люди покупали бы меньше японских авто. Но все “Лады” — увы, “металлолом”.
Наверняка с предложением сенатора Федорова все будет как раньше: власть не захочет вновь вызывать массовые волнения. Остается лишь один вопрос: почему тему начали “продавливать” именно сейчас, когда, например, в автосалонах Красноярска продажи леворуких “европейцев” и так за 2007 год возросли более чем в 1,5 раза?