Новости
Дороги лейтенанта Дралюка
Известно, что сапер ошибается один раз. Но судьба хранила сапера Григория Дралюка. Ветерану, сибиряку в этом году исполнится девяносто. О войне он не забудет никогда. Григорий Семенович вспоминает, что в армию его призвали на Дальний Восток, сначала учили саперному делу, позднее отправили на Западный фронт.
Командир взвода саперов лейтенант Дралюк был зачислен в 89-ю танковую бригаду первого танкового корпуса под командованием генерал-лейтенанта Буткова. Воевал на 3-м Белорусском, Прибалтийском фронтах — ставили там минные поля, взрывали мосты, дороги, приходилось разминировать, обозначая вешками коридор для прохода танков.
Жизнь в буквальном смысле зависела от шага. Неизвестно откуда “прилетит”, снизу или сверху, однажды вся бригада саперов погибла за полчаса.
— Находишься в постоянном напряжении, словно сжатая пружина, — рассказывает Григорий Семенович, — когда на глазах взорвался солдат, идущий поодаль, вспомнились кем-то сказанные строки: “шел через минное поле, превратился в клубящийся дым — ни могилы, ни боли…”.
При наведении переправы под Кенигсбергом немцы, заметив взвод, начали обстреливать командира. При взрыве его контузило, завалило камнями, откопали — так лейтенант Дралюк попал в госпиталь. Потом был небольшой отпуск, парень на время приехал в родной Красноярск повидаться с близкими и… встретил свою любовь — студентку мединститута, красавицу Нину.
Перед отъездом лейтенанта молодые решили соединить свои судьбы.
— Нина потом ко мне в Кенигсберг приезжала, — улыбаясь говорит Григорий Семенович, — через всю страну, отчаянная… Это было после Победы, наш взвод занимался разминированием освобожденных территорий.
Нина Семеновна — известный нейрохирург, доктор медицинских наук, сама из семьи потомственных врачей.
— Когда началась война, — продолжает Нина Семеновна, — я была девятиклассницей, сказала, что буду учиться только на тракториста, и, освоив эту мужскую профессию, работала какое-то время на тракторе.
На вопрос: “Как решилась поехать в столь сложное время в Кенигсберг?” ответила, что была на студенческих каникулах, хотелось увидеть, поддержать любимого, вот и ринулась к нему. Кенигсберг был в руинах, только к вечеру через комендатуру удалось установить, что взвод саперов находится в лагерях за городом. Туда шла машина, взяли и девушку с собой. Ухабы, кочки, запомнилась ужасная тряска на машине, и вот при въезде на мост увидела полотнище, на котором огромными буквами было написано: “Мост разминирован взводом лейтенанта Дралюка”. Нина ощутила невероятную гордость за любимого и нежность к нему.
Кенигсбергская встреча была незабываема. На второй день лейтенанта отправили в командировку, жена осталась в комнатке без света и воды, ведь все было разрушено войной. Большое впечатление произвели на студентку в Кенигсберге боевые машины танкового корпуса, наши знаменитые Т-34. “Такую же мощь техники я ощутила при перекрытии Енисея”, — вспоминает Нина Семеновна.
Среди боевых наград командира саперного взвода лейтенанта Дралюка — ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, медали “За отвагу”, “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга”.
Геннадий Семенович мало рассказывал о себе, все больше о родителях, переживших смерть детей, о солдатах, командном составе.
Демобилизовался Григорий Семенович в 28 лет, некоторое время работал мастером участка в геологоразведке — пригодилась военная профессия. Начал учиться заново, поступив в Красноярский машиностроительный техникум. Работал на комбайновом заводе мастером в механическом цехе, более тридцати лет возглавлял проектно-конструкторское бюро завода.
Супруги много десятилетий вместе. Через войну и труд шли они со своим поколением к великой Победе ради жизни. Убеждены, что надо любить свое дело, честно его выполнять, уважать людей, не завидовать материальному богатству, а радоваться успехам детей, внуков. То есть наслаждаться жизнью.