Новости
Большое человеческое счастье
Пускай североамериканские сценаристы, специализирующиеся на построении сюжетов для кассовых триллеров, выкинут все свои черновики в топку. Да, рукописи не горят,
но спортивная жизнь посрамила фантазию даже самых изощренных текстовиков: Россия — чемпион мира! В год 100-летия международной федерации хоккея!! В самом логове непримиримого соперника — в Квебеке!!!
Лучшей рекламы для отмечающей вековой юбилей хоккейной федерации нельзя было придумать. Венцом первенства планеты, впервые проводимого на маленьких — по сравнению с европейскими — энхаэловских площадках, стал классический поединок: Канада — Россия. Удивительно, но до этого момента два полюса мирового хоккея с шайбой в главном поединке чемпионатов Всего Света не сходились никогда. Столько хрестоматийных битв, и ни одного финала! В этом тоже видится определенный символизм такого инновационного во многом турнира. Впервые так впервые.
В последний раз наша команда становилась сильнейшей на чемпионатах мира ровно 15 лет назад. Срок для хоккея, где первенства планеты разыгрываются ежегодно, колоссальный. Вдумайтесь только: пришло (и частично уже завершило карьеру) целое поколение игроков, выросла смена болельщиков, которая ни разу не видела такого триумфа, — кажется, минула целая вечность. Но живы еще и здоровы те, кто на победах отечественной сборной был взращен. Для них-то этот резкий перепад — от былого величия до прозябания в лучшем случае в пределах пьедестала — всегда аукался новыми рубцами на сердце после каждого из неудавшихся заходов.
Тогда, в 1993 году, капитаном золотой дружины был Вячеслав Быков — миниатюрный, но из-за своей неуступчивости казавшийся жестким и габаритным, защитник. Раз уж мы начали тему символизма, то ее и разовьем: чем не сюжетный ход — спустя 15 лет к победе российскую команду приводит тот же человек!
Накануне квебекского финала один из телеканалов показал кадры хроники: наша сборная забивает свои последние чемпионские голы шведам, а затем камера долго не “убирается” с лица капитана. Он совсем не изменился с тех пор — не прибавил ни грамма в весе, не отошел от своей ежеутренней привычки укладывать на голове идеальный, как его любимая в бытность игроком синяя линия на площадке, пробор. Выражение лица осталось прежним — спокойное, вселяющее уверенность своим партнерам, а ныне — подопечным. И впервые (снова это уже успевшее набить оскомину — впервые!) увидели мы после решающего кистевого броска Ильи Ковальчука в овертайме другую мимику всегда непроницаемого Быкова — он улыбался как религиозный фанатик, ставший свидетелем явления мессии. Нынешние спортивные чиновники своим несвойственным их рангу поведением вмиг вернули нас во времена доминирования оте-
чественной сборной: как в былые годы, поздравляя Быкова с очередным попаданием от синей линии, Вячеслав Фетисов взъерошивал ладонью его фирменный пробор, Владислав Третьяк вздевал руки к небу. Все это уже было, но давно.
Еще одним гостем из прошлого в составе нынешней сборной России оказался 38-летний центрфорвард Сергей Федоров. Это если говорить о возрасте и опыте, а по игре — он самый настоящий пример профессионала будущего. Сохранить такие кондиции до столь преклонного для спорта возраста — величайшее искусство. И он его в очередной раз продемонстрировал в главном матче турнира, не только выиграв большинство вбрасываний, но и постоянно обостряя игру нестандартными действиями. Думаю, многих поразил момент, когда во втором периоде Федоров выписал в средней зоне умную ветеранскую “восьмерку” на участке льда, по площади сравнимом с форматом нашей газеты, что позволило ему с минимальными усилиями уйти от контакта сразу с тремя матерыми канадцами, и при этом сохранить у себя шайбу! Даже хозяйские сектора аплодировали этому трюку матадора. Именно Федоров, связывая воедино наше ударное звено с юными по сравнению с ним Овечкиным и Семиным, во многом предопределил ход всего чемпионата.
Так мы плавно подошли к особой гордости нашего города — правому нападающему сборной России Александру Семину, своевременно организовавшему первые три гола команды в ворота уверенных до поры до времени в своей победе канадцев. Не забей 24-летний красноярец дважды сам и не отдай голевой пас на Терещенко, четыре радиоуправляемые шайбы хозяев турнира могли бы обернуться для дружины Вячеслава Быкова крахом.
На протяжении всей спортивной карьеры этого талантливого игрока преследуют какие-то совсем уж крутые повороты судьбы. Как написали бы разработчики правил дорожного движения — опасные повороты. Но во все Семин, как кажется на сегодняшний день, вписался безукоризненно.
— Саша был очень скромным мальчишкой. Сейчас он такой же скромный молодой человек, — вспоминает Виктор Ломанов — старший брат Сергея Ломанова, работающий уже много лет директором красноярского ДС “Сокол” и хоккейной школы. — Прекрасно знаю его отца Валерия Алексеевича. Именно он сделал из сына хоккеиста. Да и его вклад в создание хоккейной команды “Сокол” очень велик. Потом он работал в школе, а затем повез сына по маршруту: Тюмень — Челябинск — Тольятти. Забрал тогда с собой и Евгения Исакова, который в те годы котировался повыше Семина. Но Саша, замечу, помимо шайбы успевал играть и в футбол, и в хоккей с мячом.
Красноярские тренеры вспоминают случай, когда на стадионе “Енисей” сошлись в тренировочном поединке шайбисты и представители “мячика”. Первые победили 5:1. Все голы — на счету Александра Семина. Т.е. он вполне мог бы заиграть по-взрослому и в бенди, но выбрал в итоге хоккей с шайбой. Не зря, как в очередной раз подтвердилось позавчера ночью.
После родного города в карьере Семина была Тюмень, где, по словам отца, жили во Дворце спорта, затем Челябинск, где обосновались под трибунами стадиона, энхаэловский драфт 2002 года и тольяттинская “Лада”, в которой Семин-старший трудился во второй команде. А потом — клуб НХЛ “Вашингтон Кэпиталз” и сборная России, приход в которую отложился на год. Все болельщики помнят, как перед прошлогодним чемпионатом мира в Москве Александр Семин на несколько часов задержался с вылетом из Красноярска и прибыл на сбор национальной команды с опозданием в несколько часов. Итог — отчисление за недисциплинированность. Отрадно, что ни Быков, ни тем более Семин обиды друг на друга не затаили, и мы увидели то, что увидели — великую победу россиян и великолепную игру в финале 28-го номера нашей сборной. Символично? А то…
Мобильный одного из героев чемпионата на следующий день после триумфа был отключен. Вероятно, Семин с командой отдыхали после бурного праздника, начавшегося прямо на льду квебекского “Колизея” и продолжавшегося затем до самого канадского утра. Имеют право!
В свою очередь, поздравляем от нашей редакции и от лица всех осчастливленных красноярцев самого игрока и его отца, выковавшего в своем сыне несгибаемый характер бойца, не позволивший ему опустить руки после тех самых четырех радиоуправляемых бросков хозяев турнира!
И в завершение темы символизма хотелось бы сделать особый акцент на месте добычи трофея. Канадцы давно уже убедили весь мир, что именно они являются родоначальниками хоккея с шайбой (что некоторыми спортивными историками до сих пор вяло оспаривается), поэтому решение федерации о проведении чемпионата в год своего юбилея в Северной Америке выглядело вполне обоснованным и логичным. Хозяева турнира достаточно легко прошли путь от первого поединка до финала и в нем надеялись поставить жирный восклицательный знак, победив Россию. Не вышло.
Победный бросок Ильи Ковальчука, едва не разоривший владельцев квебекского Дворца спорта на покупку новой сетки, схож с автографом рядового Советской Армии на стене Рейхстага в мае 45-го! В лобовой атаке сошлись две настоящие эпохи — 15 лет сборная России не выигрывала титул чемпиона мира, 22 года хозяева планетарных первенств “перегорали” и не могли оформить победу на родном льду. Прерывание каждой из этих серий означало только одно — победу одной из команд.
Оборвалась первая история: мы — чемпионы! И снова символ — автор двух решающих шайб в ворота, казалось бы, безупречного голкипера Уорда. Мало кто вспомнит уже сейчас, не говоря о более длительном сроке, что Илья Ковальчук стал на этом чемпионате самым грубым игроком за всю историю отечественного хоккея, включая советский период. Никто ранее из наших игроков не удосуживался на одном первенстве планеты сразу двух матч-штрафов! А Ковальчук смог: сначала навалял люлей первому попавшемуся под руку шведу, по ходу драки сунув пару зуботычин и второму скандинаву — в отместку за “вынесенного” грубым приемом капитана Алексея Морозова, а затем сокрушил в четвертьфинале зазевавшего в непосредственной близости от него швейцарца. Но не зря этот человек вот уже который сезон кряду обеспечивает в НХЛ не менее 50 “маленьких смертей” лучшим вратарям мира! В самый решающий момент Ковальчук реализовал свой характер в исполнении непосредственных обязанностей форварда — забив свой первый, а затем и второй гол на чемпионате.
Так закончился самый счастливый овертайм в истории нашего хоккея. После таких побед гордишься своей страной, покрываешься мурашками во время исполнения гимна, а утром не сетуешь на недосып. Счастье — в каждый дом! С великой всех вас Победой!