Новости
Капитально подросли
Окинув взглядом переполненный зал администрации города, где собрались участники общественных слушаний по итогам исполнения бюджета города за 2007 год, первый заместитель главы Красноярска Константин Филиппов резюмировал: “В следующий раз нужно будет взять в аренду самый большой зал в городе, чтобы мог вместить всех желающих послушать, как жил Красноярск в прошлом году”. И тут же добавил: “Но, конечно, это не должен быть стадион. Разговор о бюджете — это не шоу”.
Действительно, разобраться в многостраничном документе, каким является отчет об исполнении бюджета города, неспециалисту весьма непросто. И популярно рассказать населению о том, как прошел финансовый год, могут только те, кто профессионально и ежедневно занимается этим вопросом. Именно поэтому в российское законодательство ввели обязательное условие: перед утверждением итогов прошедшего года на сессии городского Совета депутатов бюджет города должны обсудить его жители, на публичных слушаниях. Отчитаться перед горожанами приходят руководители всех подразделений администрации города, а значит, ответ можно получить на любой вопрос — и по поликлиникам, и по дворам, и по дорогам, и по теплу в квартирах.
— Прошлый финансовый год можно оценить как успешный для Красноярска, — говорит заместитель главы города, начальник департамента финансов Галина Фазлеева и подтверждает это цифрами. — В течение года мы в целом получили 5 миллиардов дополнительных доходов, как собственных, так и в виде безвозмездных поступлений из федерального и краевого бюджетов. Это связано с несколькими факторами: с более активным ростом городской экономики, работой администрации города по наполнению бюджета, резким увеличением государственных инвестиций.
И действительно, цифры впечатляют. По первоначально сверстанному бюджету город планировал получить 8 млрд собственных доходов и еще 6,5 миллиарда — из федерального и краевого бюджетов. В итоге только по собственным доходам бюджет прирос на 2,2 миллиарда. Дополнительные поступления по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц составили 1,2 млрд. Почти 1 млрд рублей город дополнительно получил по земельному налогу и за счет продажи права аренды земли под жилищное строительство.
— Одной из проблем в начале 2007 года были накопившиеся долги по земельному налогу государственных предприятий и вузов, которые финансируются с федерального уровня. В течение всего 2007 года мы вели работу с Минфином, Федеральным агентством по промышленности, Рособразованием по погашению долгов. Наша настойчивость не была напрасной. На начало 2008 года государственное предприятие “химкомбинат “Енисей” погасило задолженность прошлых лет и частично оплатило налог за 2007 год, ВУЗы погасили всю задолженность (143 млн рублей), — не без гордости говорит Галина Фазлеева.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания края Валерий Семенов также дает положительную оценку: “25 процентов роста доходов — это не инфляция, а реальная работа, и таких темпов не было никогда. Но необходимо понимать, что каждая полученная копейка должна приносить пользу”.
Прошлый год наконец-то прервал цепочку лет, когда самой главной задачей муниципалитета вынужденно оказывалось закрывание первостепенных проблем: своевременная выплата зарплаты бюджетникам, текущее содержание большого хозяйства, состоящего из школ, больниц, библиотек и множества других муниципальных учреждений, устранение аварий. О развитии чаще говорили со словами “надо” или “очень надо”. А в прошлом году вложение в капитальные расходы наконец-то перешло в разряд реальных дел.
Именно поэтому выступающие на слушаниях, говоря об итогах 2007 года, так часто акцентировали внимание на том, что сделано впервые.
Финансирование ЖКХ, например, в течение года было увеличено почти на 2 млрд рублей. Большая часть прироста — 1 млрд 200 млн — пришлась на реконструкцию и капремонт дорог. При активном участии федерального и краевого бюджетов затраты на эти цели были увеличены почти в 3 раза. Ремонт шел на Красноярском рабочем, Металлургов, Мичурина, Ленина, Ястынской, Декабристов, Дубровинского, Ладо Кецховели, Октябрьском мосту и так далее. Но на слушаниях тут же встал вопрос об эффективности использования выделенных денег.
— Резкое увеличение объемов реконструкции дорог показало, что база строителей-дорожников не совсем соответствует новому веку, — признает заместитель главы Красноярска, начальник департамента городского хозяйства Виктор Ящук, — поэтому сейчас мы начали более жестко требовать применения новых смесей, улучшающих качество. Кроме того, по распоряжению главы города мы создаем собственную службу контроля при департаменте, в распоряжении которой будут современные приборы, позволяющие проверять качество дорожных работ.
Другая серьезная проблема, к решению которой Красноярск приступил именно в прошлом году, — места в детских садах. По словам заместителя главы города, начальника департамента социальной политики Василия Куимова, на сегодняшний день в очереди на детский сад стоит 26 тысяч малышей. Правда, отнюдь не всем из них идти в садик завтра. Зная от родственников, друзей, соседей о проблемах с устройством дошколят, многие родители “бронируют” место сразу же после рождения ребенка, планируя пойти в садик только через три года. Но даже если вычесть тех, кто встал на очередь заблаговременно, остается 10 000 детей, которым детский сад нужен уже сегодня.
В прошлом году число мест в садиках удалось увеличить на тысячу. В этом году появится еще 1 300 новых мест.
— Наша задача — вводить ежегодно не менее 1,5 тысячи новых мест в детских садах и по одной школе на 1 000 мест, — говорит Василий Куимов.
Впервые за последние 10 лет почти 1 млрд рублей город направил на покупку пассажирского транспорта и спецтехники. На дорогах Красноярска появилось 190 новых автобусов и 138 единиц спецтехники для уборки улиц.
Но никто из городских чиновников не возьмет на себя смелость сказать, что после этого приобретения город наш засияет чистотой раз и навсегда. Причин этому несколько.
По нормативам на текущее содержание Красноярска нужно более 1,5 миллиарда рублей ежегодно. Сейчас тратится 700 миллионов, или меньше 50 процентов от потребности.
— В прошлом году нам удалось увеличить расходы на уборку улиц, подсыпку дорог, ликвидацию свалок и обустройство города в 1,7 раза, — поясняет Галина Фазлеева. — В этом году уже при согласовании параметров бюджета на краевом уровне объем финансирования на эти цели был утвержден с ростом на 20 процентов, а не только на инфляцию. Но и этих средств явно недостаточно. Есть и еще одна сторона медали: отношение горожан к чистоте. Если мы будем мусорить, никакого бюджета на уборку города не хватит.
Присутствовавший на слушаниях заместитель председателя ЗС Алексей Клешко, развивая эту мысль, внес предложение о будущих затратах бюджета. По мнению депутата, нужно продумать особую агитационную кампанию, нацеленную на повышение сознательности красноярцев. Может быть, тогда стремление к чистоте станет двусторонним.
Кстати, это предложение по будущим расходам бюджета не было единственным. Председатель комиссии по бюджету и собственности городского Совета депутатов Анатолий Матюшенко считает, что пора уже власти задумываться над развитием льготной ипотеки для молодежи.
— Если у молодого специалиста появится свой дом, он быстрее обзаведется семьей, детьми, — считает депутат, — а это улучшение демографической ситуации и рабочие руки для города в будущем.
В городе есть программа “Молодой красноярской семье — доступное жилье”. Но, действительно, финансируется она пока в очень небольших объемах.
А вот резкое увеличение затрат на освещение города и капитальный ремонт жилья ожидается уже в этом году. После подведения итогов “Народного бюджета”, где лидерство заняли вопросы освещения улиц, в Красноярске разработали программу “Светлый город”. Она рассчитана на три года и предполагает, что в восстановление городского освещения будет вложено 1,5 миллиарда рублей.
В капитальном же ремонте домов Красноярск ждет помощи из столицы. На федеральном уровне в прошлом году создали специальный фонд для решения этой проблемы, ставшей камнем преткновения для всей страны. Но получить средства из него могут только те, кто выполнил большой список условий. Красноярск этот этап прошел и сейчас ждет решения о выделении 1 миллиарда федеральных средств уже в 2008 году.
Об этом тоже шла речь на слушаниях. Так что разговор о прошлом плавно перетек в обсуждение задач на будущее. По мнению Константина Филиппова, иначе и быть не может: чтобы строить планы, нужно знать, от чего отталкиваться.