Новости

С места не сойти

С места не сойти

Сформировать идеальную налоговую систему премьер-министр Владимир Путин пообещал еще 8 мая, вступая в должность. Спустя три недели проект изменения основных направлений налоговой политики был готов. Эксперты дружно ахнули: обычно Кабинет министров работает над законопроектами годами. Вот что значит правильно надавить. В смысле расставить приоритеты.

Позавчера на первом заседании президиума нового правительства Путин в общих чертах сказал о главном: “Мы уже значительно приблизились к тому, чтобы построить одну из лучших налоговых систем в мире. Первое — мы должны пойти на максимально возможное освобождение от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам. Во-вторых, для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации основных средств, и прежде всего технологического оборудования. В-третьих, нужно также расширить набор мер налогового стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Однако больше всего внимания новый премьер уделил нефтяной отрасли. “Для стимулирования роста добычи и переработки нефти настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики, — заявил он. — А также обеспечить эффективное администрирование ранее принятых решений по налоговому режиму для выработанных месторождений”. По словам Путина, необлагаемый минимум при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет повышен с 9 до 15 долларов за баррель, что позволит увеличить добычу нефти и стимулировать нефтепереработку. На заявление премьера тут же отреагировала “Роснефть”: по словам официального представителя компании Владимира Воеводы, снижение налогового бремени приведет к увеличению инвестиционного ресурса сырьевых компаний.

Минфин, кстати, подсчитал, что снижение НДПИ должно сэкономить отрасли порядка 100 миллиардов рублей за год. Есть где развернуться, с одной стороны. С другой — это 100 миллиардов рублей, которые недополучит федеральный бюджет. По этому поводу очень переживал заместитель министра финансов Сергей Шаталов, даже пытался вслух посчитать, сколько точно миллиардов не попадет в госказну. Но потом опомнился и заявил, что “макроэкономика позволяет пройти следующий год без потерь”, и то, что добыча нефти упала, для нее еще хуже, чем недополученные налоги.

И в общем не исключено, что грядущие налоговые послабления — а в том, что законопроект будет принят, эксперты не сомневаются, — действительно дадут нефтяникам возможность инвестировать в разработку новых месторождений, продолжая осваивать выработанные участки. Как объясняют специалисты, сейчас высокая рентабельность экспорта заставляет большинство компаний на неопределенное время откладывать вложения в новые месторождения. Как следствие — объемы добычи нефти за первый квартал 2008 года снизились, прибыль тем не менее возросла. Очевидно, это топтание отрасли на месте и вынудило Владимира Путина предложить “предусмотреть дополнительные налоговые стимулы для разработки труднодоступных и истощенных месторождений и одновременно усовершенствовать систему учета добываемого сырья”. Ведь главная цель налоговой реформы — не помощь нуждающимся нефтяникам, а повышение конкурентоспособности экономики страны.

Как бы высокопарно не звучала эта фраза.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА