Новости

Кем закалялась сталь

Кем закалялась сталь

Кем закалялась стальИздревле кузнеца считали “вещим” человеком. В африканских странах ему доверяли изготовление денег. В Англии на пирах кузнец сидел за одним столом с королем и ел те же яства, что подавались его величеству. В эпоху Киевской Руси кузнец считался и знахарем, и прорицателем. Все это свидетельствует об исключительном уважении к представителям этой профессии. Также и в литературе трудно отыскать отрицательного персонажа — кузнеца. Все они — и гоголевский Вакула, и лесковский Левша, и калининский Будулай — не только сильные и искусные, но еще добрые и справедливые. Им, кому покоряется самый прочный металл, мы посвящаем очередную рубрику “Профи”.

Царская профессия

Профессия кузнеца едва ли не самая древняя. Невероятно, но кованые изделия существовали за 2000 лет до нашей эры! Умение кузнеца делать ценные вещи из куска невзрачного бурого камня поражало и восхищало. Поэтому многие народы считали кузнеца чародеем. “С кузнецом не положено на “ты” говорить”,— подмечает финская поговорка. “Тысяча ударов портного — один удар кузнеца”, — почтительно говорили узбеки.

Самыми уважаемыми людьми считались кузнецы у различных первобытных племен Африки. Цари банту из Конго были традиционными членами касты кузнецов. В некоторых районах Зулуленда профессия кузнеца окружалась особой таинственностью и считалась одной из самых почетных. У племени дегон в Западной Африке обработка железа была одним из важнейших занятий. В Западном Судане на кузнеца смотрели как на любимца царей и вождей, здесь он занимал привилегированное положение жреца.

В средние века в одном из больших государств на территории Конго всякий феодал, который хотел стать царем, должен был доказать, что он хороший кузнец. У азиатских народов, например у бурят, кузнецом мог стать только человек, среди предков которого уже были представители этой профессии.

…О происхождении ремесла рассказывает древний бурятский миф. В нем говорится о тяжелых временах, когда человечество, еще не зная железа, влачило жалкое существование. Но вот однажды добрые духи решили послать на землю бога Божинтая и его девять сыновей, чтобы те научили людей священному кузнечному искусству. Бог вскоре вернулся на небо, а его сыновья женились на дочерях человека, и их первые ученики стали предками всех кузнецов. У бурят кузнецы принадлежали к высшему классу общества, их освобождали от уплаты налогов, приравнивали к богам. У монголов дархаты звание “кузнец” соответствует рыцарскому. Интересно отметить, что единственным “рабочим” среди богов различных религий был бог-кузнец: Гефест — у греков, Вулкан — у римлян, Сварог — у славян…

В средневековой Европе кузнец также пользовался большим почетом. Вся дружина Вильгельма Завоевателя, высадившаяся в Англии в XI веке, состояла из кузнецов. Здесь в период роста железоделательного производства многие из них богатели и становились даже лордами.

Профессия, родившаяся во мраке веков, по сей день не перестает быть необходимой: руками кузнецов изготавливаются как сложнейшие детали турбин, так и обычные подковы. Ее престиж ничуть не умаляет развитие компьютерной техники и современных технологий, ведь без кузнеца не обходится ни одно машиностроительное или сельскохозяйственное предприятие: подчас именно от его таланта зависит качество автомобиля и судьба урожая.

Адский труд

Огонь, вода и наковальня проверяют на прочность характер кузнеца. Семь потов сойдет, прежде чем из-под рук мастера появляется то, что порой на сотни лет переживает изготовителя. При этом неважно, что это будет — гвоздь или ограда для загородного домика.

Труд коваля и сегодня остается ручным: его основные орудия — молот и наковальня — автоматизации поддаются плохо. Да и само рабочее место — кузница сейчас ненамного отличается от своих предшественниц. А потому процесс ковки полностью зависит от профессиональных качеств мастера. И здесь одних только приобретенных навыков недостаточно. Необходим еще и талант. А, как известно, талант-
ливых людей не так уж много. Поэтому и ценятся специалисты, наделенные даром свыше. Именно к таким и относится кузнец с 30-летним стажем Владимир Гоголев. Сегодня он не только сам мастерски кует железо, но и обучает этому делу студентов — будущих инженеров-технологов по художественной обработке материалов.

— Не скажу, что я с детства мечтал стать кузнецом, — говорит Владимир Григорьевич. — Все получилось как бы само собой: окончил школу, некоторое время учился музыке, а отслужив в армии, устроился слесарем на завод. Как-то зашел в кузнечный цех и “загорелся” — захотел научиться “владеть металлом”. Тогда в Оренбургской области, откуда я родом, не было специальных учебных заведений, азы кузнечного мастерства постигал прямо на производстве. Попробовал — получилось…

С годами мастер понял, что это за труд и сколько всего нужно знать и уметь. Говорит, в этой профессии не бывает случайных людей: тут все однозначно — либо тебе это дано, либо нет. Для начала нужно экзамен на выносливость пройти, ведь атмосфера в кузнице далека от той, что царит в кабинетах. “Адские условия, что ни говори, — постоянные жара, пыль, вибрация... Шум в 120 децибел не позволяет общаться, — рассказывает Владимир Григорьевич. — Только когда взмокнешь от пота, а рука почувствует вес молота — тогда и поймешь, твое ли это дело”. Недаром этой профессии присвоена первая категория вредности. Остаются работать только самые стойкие. Выдерживают, как правило, преданные делу мастера. “В кузне ведь не деньги куют — там выковывают характеры. Слабых металл не терпит, покоряется только уму и силе”.

В 1976 году приехал кузнец Гоголев в краевой центр. Полтора года отработал на радиозаводе, после чего долго совершенствовал свое мастерство на красноярском ЭВРЗ.

— Тогда промышленные кузнецы были в цене. Художественная ковка считалась пережитком буржуазии. Иными словами, не красоту создавали, а машиностроение развивали — гайки, втулки ковали, — говорит Владимир Григорьевич. — А в 93-м, когда начался развал промышленности, большинство из нас остались не у дел, но выживать как-то надо было… Тогда я и попробовал себя в роли художника — сделал простенькую решетку. Получилось!

Общий язык с металлом мастер находил легко. Также легко он нашел и применение своему таланту. Уволился с завода, восстановил кузницу и начал работать. И не только руками, но и головой. Частичку одной из первых своих художественных работ — элемент решетки для камина — мастер хранит у себя до сих пор в память о новом профессиональном этапе.

Пять в одном

В профессии кузнеца-художника есть что-то от Бога. Многим вещам можно научиться, но, не имея особый искры, станешь обычным ремесленником. Поэтому в работе настоящего мастера на первом месте стоит творчество.

Сегодня с развитием индивидуального строительства художественная ковка пользуется популярностью. Иметь оригинальные и красивые вещи, которым к тому же, как говорится, сносу нет, очень модно. Это как одежда от кутюр — все штучное и выполнено специально “под вас”. Абсолютно все они получаются эксклюзивными, ни одна не повторяет другую. Ведь в каждом изделии — душа мастера, и к ковке каждой вещицы, будь то бытовой гвоздь или выставочный подсвечник, свой подход.

По мнению Владимира Григорьевича, главное в этом деле даже не технологическое мастерство: уметь разогреть до нужной температуры металл, вовремя и точно ударить молотом, закалить… Важно чувствовать природу металла и представлять окончательный вид изделия. Металл небрежности не прощает: чуть недогрел, перекалил, неточно ударил — качество уже не то. Даже в изделиях, изготавливаемых сотнями. Что говорить о штучных предметах “на заказ”?..

— Ковка — это часть архитектуры, поэтому хороший кузнец должен уметь не только владеть техникой, но и разбираться в художественных стилях, направлениях. Классика, барокко, ренессанс, модерн — каждое изделие выполняется согласно строгим канонам жанра. Эклектика допускается редко, — подчеркивает кузнец.

Сам Владимир Григорьевич тяготеет к классике. Говорит, металл здесь строгий, звенящий, линии четкие: “Не люблю, когда из металла, как из пластилина, лепят”. Своей сложностью привлекает мастера ренессанс.

— Каждый завиток тщательно обрабатывается — создается особая текстура, фактура изделия… Чередуются сложные и простые элементы, — рассуждает Владимир Григорьевич о тонкостях стиля с мощной кувалдой в руке. — Очень люблю элементы каминов делать, все — от кочерги до экрана. Нравится разрабатывать новые оригинальные орнаменты — ощущаю себя одновременно и креативным дизайнером, и простым работягой.

Стоит отметить, что кузнечное дело и впрямь уникальный синтез рабочих и художественных специальностей. Владимир Гоголев признается: чтобы стать хорошим кузнецом, нужно, как минимум, пять профессий освоить. Сам он освоил с десяток.

— У меня только слесарных специальностей за плечами штук пять, две куз нечных, — говорит мастер. — Слесарь, сварщик, кузнец, художник, технолог, инструментальщик да еще и педагог! Но самое главное для меня то, что работа является одновременно и моим хобби, а кузница — вторым домом.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА