Новости

Эффект достройки

Эффект достройки

Эффект достройкиАрхитектура — это, безусловно, искусство, только сильно зависящее от денег. И именно поэтому искусственные (во всех смыслах) сооружения иногда застывают в незаконченном состоянии. Увы, но такова жестокая реальность - отсутствие средств фатально влияет на любое строительство. Так что не случайно в период безденежья практически во всех городах нашей страны появились так называемые долгострои.

Красноярск не стал исключением. Постперестроечное недофинансирование всего и вся явно отразилось на облике краевого центра. Да что там, по несчастливой случайности одним из символов города стал символ недостроя — стометровая башня “КАТЭК НИИуголь”. А к началу нового тысячелетия список незаконченных объектов включал в себя довольно внушительный перечень зданий, в который входили и детские сады, и школы, и больничные корпуса, и другие объекты.

Очевидно, что такая ситуация не могла устраивать ни жителей, ни городские власти. Именно поэтому несколько лет назад в Красноярске началась активная работа по борьбе с долгостроями. Главой города дано указание о том, чтобы, всесторонне обсудив возможность достройки того или иного объекта, принять по каждому из них конкретное решение: либо найти инвестиции на завершение строительства, либо продать объект на аукционе, чтобы его достраивал тот, у кого на это есть средства.

Самый яркий пример решения данной проблемы — та же гостиница “Енисей” на тысячу мест. Этот объект был продан на аукционе в два этапа. Пристройку к зданию купила китайская компания, в течение года достроила, и сегодня там уже вовсю идет торговля. Сама гостиница тоже была продана, и сейчас там также работают торговые ряды и множество красноярских компаний.

Сегодня можно сказать, что в краевом центре практически не осталось незавершенных объектов, находящихся в муниципальной собственности. Однако активная деятельность городской власти хотя и позволила навести определенный порядок в данной сфере, но все же не помогла решить вопрос с долгостроями раз и навсегда. Дело в том, что не все незавершенные здания, находящиеся на территории города, принадлежат муниципалитету. Часть из них, причем особенно проблемная, имеет ведомственную или же краевую принадлежность.

Проблемы федеральной незавершенки характерны не только для столицы края, но и для большинства других городов региона. Так, в том же Канске вот уже с 1992 года ведется строительство инфекционной больницы. Началось возведение этого лечебного учреждения в рамках федеральной программы “Анти-СПИД”. Программу не свернули, но финансирование прекратили. Много лет средства на строительство выделялись исключительно из краевого бюджета, что позволило завершить только лабораторный корпус. Отметим также, что здание недостроенного канского диспансера уникальное, в Красноярском крае таких больниц пока нет.

Проект другого, уже нашего, долгостроя — здания Красноярской государственной академии музыки и театра — тоже уникален. И, скорее всего, при закладке первого фундамента, а произошло это аж в 1977 (!) году, все говорили о том, что данный объект станет настоящим украшением города. Время прошло, академия выпустила несколько поколений талантливых людей, заблистал на мировой сцене воспитанник красноярских педагогов Дмитрий Хворостовский, а храм искусства так и стоит в незавершенном состоянии.

— Пятнадцать лет строительство вообще не финансировали, — сетует ректор академии Константин Якобсон. — Сейчас деньги выделяются, но в мизерном количестве. В этом году мы получили 20 миллионов рублей, но это, честно говоря, крохи.

Чтобы как можно быстрее закончить работы, нужно, как минимум, 400 миллионов. Через год понадобится еще больше — все-таки инфляция, однако министерство обещает только 150. На 2010 год планируют дать уже 170 миллионов, только хватит ли этого? Не знаю! В планах на 2011-й стоит полная достройка здания академии, будем надеяться, что все получится.

По мнению Константина Александровича, одна из основных проблем федеральных долгостроев — их видимая незначительность на фоне столичных объектов, представляющих собой национальное достояние России. Поэтому Министерство культуры охотнее выделяет деньги на Большой и Малый театры, на здание Московской консерватории. А академия музыки и театра, расположенная в сибирской городе, по мнению федеральных чиновников, может и подождать, чай не Эрмитаж…

— Это такая странная позиция, — говорит Константин Якобсон. — Как будто мы не имеем права на создание собственного храма культуры. Я пытаюсь на всех уровнях доказать, что наша академия — это не только центр обучения актеров и музыкантов. Проектом здания предусмотрено строительство двух концертных залов, в которые будут ходить все жители. Разве это неважно?

Следует признать, что решить проблему федеральных долгостроев социального значения (больниц, учебных заведений или того же метро) мы самостоятельно не сможем. Приходится уповать на национальные программы развития, в которых отыщется строчка на финансирование и заброшенных региональных проектов. К слову, определенная надежда на счастливый финал все-таки есть. Как показала практика, не у всех социальных долгостроев такая уж нерадостная судьба: пару лет назад в Красноярске было завершено строительство нового корпуса городской больницы © 6 (БСМП). С 1989 года работы так часто приостанавливались, что здание по праву могло называться очередным долгостроем. И все-таки его возродили. Финансирование велось из различных источников — городского, краевого и федерального бюджетов. Всего за годы строительства было потрачено около 80 миллионов рублей, плюс на 26 миллионов куплено диагностического оборудования.

А вот еще один факт в пользу решения старой проблемы. Недавно первый зампред правительства Сергей Иванов заявил о ликвидации (завершении) к 2009 году всех советских долгостроев в области мостостроения. Закончат с ними, там, глядишь, и за дома возьмутся.

К тому же есть и другая категория долгостроев, имеющих вполне определенные виды на завершение. Это здания, которые могут стать объектами частных инвестиций. Самый яркий пример — история башни “КАТЭК НИИуголь”.

О возрождении этого строительства рассуждали постоянно, да и странно было бы предать забвению такой заметный недострой, расположенный в одном из знаковых мест Красноярска — на Стрелке. Сначала говорили с сомнением: мол, может быть, когда-нибудь этот печальный символ кого-нибудь заинтересует. Затем появилась определенность. Прежний собственник высотки, “Сибир-
ская угольная энергетическая компания”, продала объект, а новые владельцы выразили намерение достраивать ее — под административные помещения. “Бизнес-центр класса “А” на Стрелке” будет иметь офисную зону, рестораны, зал презентаций и магазины.

— В принципе это достаточно выгодно — выкупать недостроенные здания, — считает заместитель начальника управления архитектуры администрации Красноярска Владимир Чепижко. — Даже несмотря на все затраты, которые несет инвестор, составляя сначала исполнительный, а потом и основной проект достройки, которая часто по сути является и реконструкцией. Возможно, в некоторых случаях новое строительство было бы не дороже, но… все дело в том, что многие наши долгострои стоят на весьма интересных, выгодных земельных участках. В том же центре, на Стрелке, вы другого такого места, как то, что занимает “КАТЭК НИИуголь”, уже не получите. Единственная проблема, не учитывавшаяся при проектировании наших долгостроев, — огромное количество автомашин на улицах современного Красноярска. И эти вопросы придется решать уже новым хозяевам, которые берутся за завершение проектов прошлого века.

А вот у Виталия Орехова, архитектора изначального проекта знаменитой высотки, немало сомнений по поводу ведущегося строительства на башне. Он считает, что новые хозяева пожертвовали безопасностью здания в пользу “красивостей”. Но что уже имеем, то имеем. А имеем мы все-таки пример решения старой проблемы. Удастся ли инвестору, выкупившему красноярский символ долгостроя, разобраться в проблемах с парковками и снять все вопросы безопасности, мы узнаем довольно скоро. Ведь современные частные инвесторы в отличие от своих предшественников крайне заинтересованы в том, чтобы достроить здания как можно быстрее. И, естественно, наконец-то получить первую прибыль.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА