Новости
В сухом остатке
“Мы забываем вкус цельного молока! Почему мы должны употреблять сухой концентрат, поступающий с Украины и Белоруссии, который разводится и продается населению? Мы не хотим пить такое молоко. Дети наши болеют, не получая цельного молока. Молочные комбинаты закрываются, но появляются компании-переработчики: “Юнимилк”, ВБД, ООО “Арта”, которые вынуждают сдавать молоко назаровских крестьян по 7,5 рубля за литр вместо положенных
13 рублей 40 копеек. Переработчикам нет дела до здоровья потребителей. Им выгоднее увеличивать закупку дешевого концентрата и получать прибыль. Существующая при администрации края служба по контролю за ценообразованием не должна устанавливать цены, но обязана регулировать отношения аграриев и переработчиков экономическими законами товарного производства, то есть гибким применением категории товарного производства — рентабельности. Почему же непосредственные производители молока (крестьяне) должны нести убытки, а переработчики получать прибыль? Явное нарушение экономических законов. Назрела необходимость ввести экономическую норму рентабельности для селян и переработчиков. Возможно, тогда крестьяне не станут забивать коров, а наши дети будут получать цельное молоко.
Краснопеева, пенсионерка; Попцова, пенсионерка; Егоркина, пенсионерка”.
С прошлой недели в России введены потребительские стандарты на молоко и молочную продукцию. Инициатором разработки техрегламента был Молочный союз, который вместе с Роспотребнадзором настаивал на его принятии в течение двух лет. Проект техрегламента по молоку был внесен в Госдуму еще в 2006 году, только через год он прошел первое чтение. Принятие же закона затянулось до того момента, пока премьер Владимир Путин 19 мая на совещании в Ессентуках не поставил задачу обновить всю нормативную базу производства и продажи продуктов питания. В итоге второе и третье чтение закон прошел в считанные дни, и это для многих стало полной неожиданностью. Техрегламент, утвержденный Госдумой РФ, направлен на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и свойствах молока и молочной продукции, говорится в официальном сопроводительном документе. Здесь вводятся основные понятия: “молоко”, “молочная продукция”, “молочный продукт”, “молочный составной продукт” — всего 102 наименования, вплоть до “заменитель молочного продукта”. Оговаривается, что не допускается использование понятия “молоко” на потребительской таре при использовании для изготовления напитка сухого молочного порошка. Грубо говоря, теперь молоком будет называться только то, что дает корова. Поскольку техрегламент нацелен на то, чтобы активизировать производство и закупки сырого молока у отечественных производителей и снизить интерес к импортному сухому молоку, аналитики опасаются, что это может подстегнуть цены на молочную продукцию. В результате введения новых стандартов рынок питьевого молока разделится на две части — сегмент натурального молока и сегмент более дешевого восстановленного молока, изготовленного с использованием сухого молока. В результате цены на натуральное молоко, скорее всего, повысятся, полагают эксперты, причем разница в цене между натуральным и восстановленным молоком может составить от 15 до 20 процентов.
В среднем, по данным Молочного союза России, 13 процентов потребляемого молока производится из концентрата. Для жителей европейской части страны, где доля восстановленного продукта на молочном рынке не превышает 20 процентов от общего объема потребляемого питьевого молока, нововведения будут не критичны. Более значимой эта проблема является для сибирских регионов, где уровень самообеспечения крайне низок. В силу дорогостоящей логистики, географических особенностей, состояния АПК в целом жителям Красноярского края, в частности — Норильска, скорее всего, придется покупать восстановленное молоко. Как рассказал директор по корпоративным коммуникациям группы “Юнимилк” Павел Исаев, главной причиной использования сухого молока при производстве молочных продуктов в России является сезонность предложения молочного сырья, в то время как уровень спроса обратно пропорционален предложению: если летом больше производится, то потребляется больше в зимнее время. При этом применение сухого молока предусмотрено ГОСТами при производстве не только йогуртов, но и кисломолочной продукции. Технический регламент на молоко и молочную продукцию призван стимулировать увеличение производства сырого молока в стране. Идея лежит на поверхности, говорит Исаев, но для этого потребуется возведение новых современных ферм. По его словам, “бороться нужно с сезонностью производства сырого молока, а не с сухим молоком”. В среднем по России коэффициент сезонности составляет 60—70 процентов. Это означает, что летом молока производится в 1,6—1,7 раза больше, чем зимой (в Красноярском крае коэффициент сезонности, по оценкам специалистов, составляет почти 100 процентов). По мнению Павла Исаева, говорить о возрождении молочного животноводства можно лишь тогда, когда сезонность этой деятельности будет приведена к уровню европейских стран, где она составляет 15—20 процентов. А для этого необходимы серьезные денежные вложения. И вкладывать, судя по всему, будут конечные покупатели молока.