Новости
МРОТ подрос, но еще не тот
Во всем цивилизованном мире минимальная зарплата отражает прожиточный минимум. В России же все иначе — для многих регионов это две независимые друг от друга величины. Причем, что парадоксально, зарплатный минимум россиянина порой ниже прожиточного. Несмотря на то, что возможностью устанавливать собственный МРОТ (не ниже федерального) воспользовались многие регионы, жить на “одну зарплату” по-прежнему не представляется реальным…
Красноярский край вошел в число 17 субъектов страны, где с этого года увеличен минимальный размер оплаты труда. В других по-прежнему действует федеральный закон о минимальной заработной плате, которая на данный момент составляет 2 300 рублей. Надо отметить, что впервые федеральный законодатель предоставил право принимать подобные решения не органам исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации, а трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений.
Председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов считает, что изначально был выбран неправильный подход к установлению уровня минимальной заработной платы в стране.
— Утвердив единый МРОТ для всех регионов без учета их климатических особенностей, мы поставили в неравные условия южные районы и северные территории. Понятно, что на Черноморском побережье
2 300 рублей — это одни деньги, а, скажем, в Красноярске или Норильске — другие, — поясняет свою позицию Олег Халильевич. — В регионах, где существует северный коэффициент и районные надбавки, эта сумма должна индексироваться. Ведь не все субъекты, несмотря на имеющиеся полномочия, могут позволить себе установить МРОТ выше федерального. В результате мы имеем неоднозначную картину по России. Есть территории, где МРОТ выше прожиточного минимума, например, в Калининградской, Кемеровской, Московской областях. А есть субъекты, где нет своего соглашения и где МРОТ равен 2 300 рублям, хотя здесь существуют районные надбавки. Такая ситуация наблюдается в соседней Тыве. Таким образом, можно говорить о том, что закон действует “половинчато” — распространяется только на развитые регионы.
В Красноярском крае хоть и действует трехстороннее соглашение, пока наш минимальный заработок ниже прожиточного минимума. В краевом центре, где МРОТ составляет 3 000 рублей, прожиточный минимум почти в 1,5 раза выше.
При этом руководитель государственной инспекции труда края Владимир Пиманов отмечает, что наш уровень минимальной заработной платы самый высокий в Сибири. Однако, по его мнению, важно даже не то, какой размер МРОТ установлен, а то, насколько добросовестно исполняется трудовое законодательство работодателями.
— На территориях региона предприятия присоединились по факту умолчания, но несколько организаций написали официальный отказ от присоединения к соглашению. У них есть право строить свою работу на основании федерального законодательства с МРОТ в 2 300 рублей, однако это должно быть мотивированно. Всех “отказников”, а это порядка 20 работодателей, мы пригласили на комиссию Совета администрации края, заслушали их и в результате некоторые приняли решение о поэтапном присоединении к соглашению. Семь предприятий доказали, что они не могут исполнить это соглашение в силу финансовой несостоятельности. Специалисты проверили, убедились в том, что они не вводят нас в заблуждение, поэтому на вышеназванные организации соглашение не распространяется, — говорит Владимир Иванович.
По его словам, трудовое законодательство в части размеров оплаты труда чаще всего нарушают предприятия малого бизнеса: торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг и сельхозпредприятий. Что касается промышленных предприятий и предприятий транспорта, то для них эта тема не актуальна, потому что заработная плата в этих отраслях значительно выше “минималки”.
— Увы, без нарушений не обходится. Наши работодатели пытаются игнорировать не только региональные соглашения об увеличении МРОТ, но и федеральные законодательные акты. Есть такие организации, которые официальную зарплату платят ниже уровня, официально установленного федеральным законом о МРОТ, — констатирует Владимир Пиманов. — В течение первого квартала текущего года нами было выявлено порядка 20 предприятий-нарушителей.
При выявлении таких фактов на должностных лиц организаций или индивидуальных предпринимателей накладывается штраф от одной до пяти тысяч рублей. Для юридических лиц штраф может составлять от 30 до 50 тысяч рублей, и в случае повторного нарушения им грозит дисквалификация и запрет заниматься управленческой деятельностью.
Кстати, по словам Владимира Ивановича, закон о МРОТ чаще нарушают предприниматели, ведущие свою деятельность за пределами города. Зато для краевого центра наиболее актуальна другая проблема — “серые” заработки. Работодатель, стремясь уйти от налогов, использует конвертную систему выплаты зарплаты.
— Платит работодатель три тысячи рублей, и, казалось бы, нарушений трудового законодательства нет, но это не говорит о том, что их нет в части налогового, финансового, уголовного законодательства, — подчеркивает Владимир Пиманов.
Стоит отметить, что прямого механизма, как “вычислить” работодателя, выплачивающего зарплату в конверте, к сожалению, не существует.
— О нелегальных доходах может свидетельствовать такой показатель, как средняя заработная плата по видам экономической деятельности. Например, если средняя зарплата по отрасли составляет 10 тысяч рублей, а какое-то предприятие, занимающееся этим видом деятельности, платит три тысячи, повод для проверки имеется, — отмечает Олег Исянов. — Тут уже налоговая инспекция может внимательнее изучить финансовое состояние фирмы и то, насколько правильно ведется бухгалтерия.
Кстати, за год после вмешательства налоговиков более четырех тысяч краснояр-
ских компаний повысили официальные зарплаты. В отношении 240 налогоплательщиков, которые продолжили выплачивать низкую заработную плату даже после вынесения предупреждения, налоговые органы провели выездные налоговые проверки. По результатам этих проверок в бюджет было доначислено свыше 60 млн рублей “скрытых” налогов.
Однако, по мнению Олега Исянова, фискальными методами трудно искоренить эту ситуацию. “В первую очередь, сам работник, которому платится зарплата в конверте, должен подумать о том, что он теряет, и принять соответствующие меры”, — считает председатель Федерации профсоюзов края.
С 1 сентября в нашем регионе произойдет очередное повышение МРОТ. В Красноярске он будет равен 3 500 рублей, что опять-таки ниже прожиточного минимума. По прогнозам Олега Исянова, это два показателя должны сравнять к началу следующего года: “Убежден, что краю это под силу”. Владимир Пиманов, ссылаясь на послание президента, говорит, что это, возможно, произойдет уже в этом году. Впрочем, Владимир Иванович осторожно относится к этому факту.
— Очень хорошо, что государство повышает уровень МРОТ. Но дело в том, что заработная плата включается в себестоимость. Значит, это может привести к тому, что мелкие предприниматели будут вынуждены уйти из бизнеса: окажутся перед фактом невыполнения своих обязательств. Ведь чем выше фонд заработной платы, тем сложнее решать свои экономические проблемы, — поясняет руководитель государственной инспекции труда края. — Теоретически можно установить МРОТ и на уровне семи тысяч рублей. Крупные предприятия в развитых городах смогут выжить, а в депрессивных районах начнется массовое банкротство. Поэтому даже в вопросах о повышении МРОТ важно действовать по принципу “не навреди”.