Проспект культуры

Как становятся артистами балета?

Артисты Красноярского государственного театра оперы и балета о своей работе.

Как становятся артистами балета?

Как становятся артистами балета? Что стоит за той лёгкостью и изяществом, с которыми танцоры буквально летают по сцене? С такими вопросами обратилась к нам одна из читательниц Вера Андреевна. Внучка женщины с трёх лет посещает детскую балетную студию. Мама отдала девочку в хореографию для общего развития. А вот бабушка видит в увлечении профессиональные перспективы. “Когда-то, в советское время, стать балериной означало стать звездой. Мне бы и сейчас хотелось видеть свою талантливую внучку на сцене”, — поделилась женщина.

Гибкость плюс настойчивость

О том, как складывается профессиональный путь к сцене, мы спросили у артистов Красноярского государственного театра оперы и балета.

У Елены Михеечевой не было детской мечты непременно стать артисткой. Но танцы она обожала и с большим удовольствием занималась в ансамбле. Способности девочки — природную гибкость, растяжку, упорство отмечали педагоги. Инициатором того, чтобы Лена серьёзно занималась танцами, стала бабушка девочки. Женщина не имела никакого отношения к искусству, но хотела видеть внучку на сцене.

— Когда я в одиннадцать лет поступила в училище, мои родители не имели чёткого представления, как всё сложится в будущем, — говорит Елена. — К тому же скептически относились к творческой профессии. Но за нас всё решила бабушка, которая проявила настойчивость. Самым сложным периодом был переходный возраст, но в этот момент слабости главное — не сдаться. Учёба начиналась в восемь утра, и, когда были практические занятия в театре, день заканчивался тоже в восемь-девять вечера. Сложно, физически трудно, постоянно себя преодолеваешь.

Сегодня Елена — артистка театра оперы и балета. Она занята почти в сорока спектаклях.

— Когда я только пришла в коллектив, были опасения — как же отнесутся к новичку. Но приняли меня хорошо, во всём поддержали. Трудоустроилась я в мае и уже летом поехала с первым спектаклем “Ромео и Джульетта” на зарубежные гастроли, танцевала тарантеллу.

В коллективе театра Елена с 2015 года, это достаточно большой срок для артиста. Но она до сих пор испытывает волнение перед выходом на сцену, особенно перед премьерой. Какая роль любимая?

— Я в восторге от спектакля и роли Анюты по рассказу Чехова “Анна на шее”. Абсолютно мой образ. Много лет мечтаю о Джульетте и Шурочке из “Гусарской баллады”, — говорит Елена Михеечева.

Подготовка к спектаклю может занимать от недели в экстренных случаях, когда нужно заменить коллегу, до пары месяцев. У артистов семичасовой рабочий день. С утра начинается урок, потом репетиции. Если вечером спектакль, то график смещается.

Всегда в хорошей форме

Артисту необходимо всё время находиться в хорошей форме, а потерять её легко, достаточно снизить интенсивность репетиций. Так, например, происходит во время отпусков и так было в пандемию, когда коллектив уходил на изоляцию. В домашних условиях такой нагрузки не получишь.

Чтобы избежать рисков травмирования, Елена в обычной жизни предпочитает спокойный отдых, без экстремальных увлечений: “Честно говоря, моё любимое времяпрепровождение — пассивное. Не катаюсь на лыжах, коньках, редко отправляюсь в пешие прогулки. Но знаю, что есть девочки, которые, наоборот, любят отдыхать активно”.

Прекрасную иллюзию того, что артистки парят над сценой, создают пуанты. Это специальная обувь для танца, один из атрибутов балета. Внешне пуанты выглядят достаточно просто, но их изготовление — сложный процесс, где каждая пара индивидуальна. Танцевать на кончиках пальцев с опорой на твёрдый носок балерины учатся с детства. Как рассказывает Елена, ей, чтобы привыкнуть, потребовалось примерно полгода.

Про строгие требования к весу и комплекции балерин уже сложены легенды. Порхать с лишними килограммами по сцене трудно, а на партнёра во время выступления в таком случае ложится дополнительная нагрузка. Поэтому балерины ведут борьбу за фигуру с детства.

Рост Елены — 1,58 метра. Это и в балете считается миниатюрным. Артистки могут быть и высокими, но в таком случае сложно найти подходящего партнёра. Вес балерины — 42–43 килограмма. При интенсивных нагрузках артистки могут позволять себе изредка сладости, но вот от ужина Елена старается отказываться. При этом дома артистка готовит, но в первую очередь для супруга.

Почти как в спорте

Как рассказывает художественный руководитель балетной труппы театра Наталья Матус-Марчук, путь в профессию у многих схож. Все артисты с раннего детства занимались танцами в самодеятельных коллективах. Немало девочек приходит в балет из художественной гимнастики. Потом учёба в хореографическом колледже, и после окончания выпускники попадают в театры, профессиональные ансамбли. Есть талантливые самородки, которые не проходили весь сложный путь, но в классическом балете их совсем мало.

— Это сложный путь, — говорит Наталья Матус-Марчук. — По сути, у таких ребятишек нет обычного детства. С утра и до позднего вечера они загружены учёбой и занятиями. Подросткам, помимо общеобразовательной школьной программы, нужно осваивать и профессию. Такую работу можно сравнить со спортивной подготовкой. Плюс в том, что дети имеют очень сильную мотивацию, прийти в балет — это их собственный выбор. Но случается и так, что после училища выпускники выбирают иные сферы и совсем уходят из искусства.

Талант, природные способности — необходимые условия для того, чтобы стать артистом. Но, кроме того, нужны огромное упорство, трудолюбие, физическая выносливость. Без этих качеств дару не развиться.

Если ребёнок мечтает стать непременно звездой, то трудиться придётся в несколько раз больше.

Сегодня балетный коллектив — это семьдесят артистов плюс концертмейстеры — всего около девяноста человек. Если сравнивать, например, с бизнесом, то довольно крупная компания. Но театральный коллектив имеет свои особенности. Это сообщество творческих, талантливых, амбициозных людей.

— Индивидуальный подход нужен к каждому, — говорит руководитель. — Амбиции — это хорошо, у артиста должно быть желание расти, но важно, чтобы не случилось звёздной болезни. Считаю, что учиться необходимо всю жизнь, ведь всегда есть тот, кто знает и умеет в профессии больше тебя. Поэтому с творческими людьми и работа индивидуальна. Кого-то порой требуется погасить, кого-то — вдохновить и мотивировать.

Одной из самых сложных и ярких постановок коллектив театра называет премьеру прошлого года “Катарина, или Дочь разбойника”. Постановка Цезаря Пуни была популярна в XIX веке, но в XX веке оказалась забыта. Воссоздать спектакль пришлось по архивным материалам. Видео балетов, которые ставили в позапрошлом веке, не существует, поэтому авторы использовали старинные книги по хореографии.

Нюанс

Лиц зрителей в тёмном зале с ярко освещённой сцены во время выступления артисты практически не видят. А вот звуки слышны хорошо — как аплодисменты, так и звонки от телефонов, которые забыли отключить. Опытных артистов ни мелодия мобильного, ни вспышка фотоаппарата не собьют, но отключать телефоны во время спектакля — необходимость.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА