Экономика
В Красноярском крае за месяц распродан полугодовой запас сахара
Спрос на продукт с начала марта вырос в четыре раза.
В пресс-центре газеты «Городские новости» для анализа ситуации на продовольственном рынке Красноярского края состоялась встреча представителей министерства сельского хозяйства региона, общественных организаций, производителей местной продукции, среднего и малого бизнеса. Участники дискуссии обсудили рост цен на различные категории товаров, взаимоотношения между поставщиками сырья и производителями, участие государства в вопросах стимулирования бизнеса и контроля за ценообразованием, замещение импортных составляющих продукцией местного производства.
Оживленное обсуждение вызвал вопрос нехватки сахара в розничных магазинах и рост его стоимости. Как сказала заместитель министра сельского хозяйства Красноярского края Ирина Панина, никаких особых предпосылок для сахарного ажиотажа сегодня нет, проблема в завышенном спросе продукта.
— За последние три недели спрос на сахар в магазинах розничной торговли вырос в четыре раза. То, что мы планировали продавать полгода, мы распродали за месяц. Но сахарные заводы работают, сахар продолжает поступать в распределительные центры. Однако на складах его просто не успевают разгружать, там не кончаются очереди. В магазинах крупных торговых сетей также не успевают разгружать фуры: количества продукта, которого обычно хватало на день, не хватает даже на час. При этом жители жалуются на дефицит, ажиотаж нарастает, а на самом деле дефицита нет. Сахар есть, просто его раскупили. То, что должно было храниться на складах, теперь лежит у людей на балконах, — рассказала Ирина Панина.
Однако спрос на сахар демонстрируют не только рядовые покупатели, но и представители малого бизнеса. Речь идет о небольших кондитерских, столовых, кафе, а также магазинах шаговой доступности и ларьках.
— Зачастую мелкие предприниматели идут закупать сахар для своих производств в магазинах, потому что он дешевле, чем нам отпускают поставщики, или потому, что на складах им не достается товара. В итоге они закупаются в «Батонах» и «Магнитах», а потом этот же сахар с наценкой появляется у них на полках ларьков, — отметил генеральный директор ООО «Дихлеб» Евгений Демидов.
Подорожание сахара на оптовых базах также связано с повышенным спросом. Запасы по законтрактованным ценам уже закончились, теперь на склады поступает товар по уже более высокой цене, которую устанавливают на заводах.
— Все поставщики повышают цены. Мы закупали сахар по 57 рублей, так у нас по контракту прописано, а сейчас он уже стоит 90. Подорожали и другие компоненты: сгущенное молоко на 47 %, потому что мы работаем с Филимоново, это недалеко. А вот жиры, маргарин производят в других регионах, и цена на них выросла на 100 %, — рассказала начальник планово-производственного отдела АО «Краскон» Геля Ермакова.
В итоге производители также вынуждены поднимать цены на продукт, затем наценку делают ретейлеры. Но поскольку спрос на сахар не снижается, получается замкнутый круг.
— Дело не в сахаре, а в сломанных рыночных связях. Сахар — это признак социального самочувствия. Когда люди находятся в состоянии стресса, шока, они приобретают впрок, как им кажется, самый важный продукт. У нас в России это почему-то сахар и гречка. Хотя очевидно, что на данный момент потребитель в таком количестве этих продуктов не нуждается. Необходимо системно подходить к решению вопроса, рассмотреть и вопросы господдержки, и регулирования отношений между производителями и торговыми сетями, — отметил председатель координационного совета Ассоциации сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли «Енисейский стандарт» Игорь Домнин.