Экономика
«Поумерить аппетиты». Что происходит на продовольственном рынке Красноярска?
Государственное регулирование на продовольственном рынке необходимо, чтобы приструнить спекулянтов.
Экономические санкции Запада против нашей страны привели к заметному росту цен на все товары и спровоцировали покупательский ажиотаж. Особенно людно было в супермаркетах и продовольственных магазинах. Сейчас ситуация немного стабилизировалась. По большому счёту, никто и не верил, что у нас в Сибири может случиться голод, а вот дефицит некоторых товаров — вполне возможно. Чтобы разобраться с ситуацией, сложившейся на рынке продовольствия, редакция “Городских новостей” собрала за круглым столом представителей правительства края, руководителей общественных объединений предпринимателей и пищеперерабатывающих предприятий Красноярска.
Сибирь никогда не голодала
Первый и самый главный вопрос, который чаще всего задают нам горожане: достаточно ли у нас в Красноярске запасов продовольствия и сырья для его производства? Есть ли у нас внутренние резервы?
— Мы не видим рисков по основным группам продовольственного сырья, которое производится в нашем регионе, — сообщил собравшимся за круглым столом Сергей Москаленко, заместитель министра сельского хозяйства и торговли Красноярского края (курирует работу пищеперерабатывающих предприятий). — Запасов зерна и муки нам точно хватит до нового урожая. Всё стабильно по мясу и мясным изделиям. Такая же ситуация с молоком и молочной продукцией. Картофеля, как известно, мы уже давно производим больше, чем потребляем.
Сергей Москаленко также добавил, что перерабатывающие мощности в нашем регионе в настоящее время загружены в среднем на 50–60 процентов. Так что в случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций у нас есть серьёзные резервы для увеличения выпуска продовольственных товаров.
— Мы ведём ежедневный мониторинг запасов продуктов питания по 26 группам, — рассказала ещё одна участница этой дискуссии Ирина Панина, заместитель министра сельского хозяйства и торговли края (отвечает за работу торговой сферы). — По последним данным, у нас в регионе по предприятиям оптовой и розничной торговли сформирован товарный запас на 25 дней. Заводы у нас работают, и запасы постоянно пополняются.
При чём здесь курс доллара?
Самое сложное для пищеперерабатывающих предприятий Красноярска в текущей ситуации — стремительный рост цен на привозное сырьё, всевозможные добавки, этикетки, запасные части для оборудования по производству готовой продукции... Много вопросов и к торговым сетям.
— Наши поставщики жиров, дрожжей и ряда других компонентов, которые производят в России, почему-то привязали свои цены к курсу доллара, — рассказывает Евгений Демидов, основатель и генеральный директор красноярской компании “Дихлеб”. — Вырос он на 40 процентов, и нам на столько же цены подняли. Внутри края мы ещё договариваемся — по муке у нас уже идёт корректировка. Однако за пределами региона у нас никаких подвижек нет.
“Поставщики сырья, особенно маргарина, меняют цены даже по договорам, по которым уже прошла предоплата, — подтвердила Ксения Чиж, заместитель директора предприятия “Ярхлеб”. — Каждая новая поставка — новая цена. В итоге производителям приходится искать адекватные замены для традиционных компонентов в своей продукции. “Условно говоря, если нет кунжута, добавляем семена льна. Закончился подсолнечник — кладём семя тыквы. И наоборот. Понятно, что со временем всё наладится, но нам сейчас нужно сохранить качество своей продукции”, — уточнила Ксения Андреевна.
Много вопросов у хлебопёков и к торговым сетям.
— Недавно ритейлеры приняли решение ограничить торговую наценку на нашу продукцию до пяти процентов, — уточнил Евгений Демидов. — Однако на деле мы видим, что в магазинах надбавки от 30 процентов и больше. Иногда до 100 процентов доходит.
Таким образом, торговые надбавки получаются даже выше растущих расходов производителей.
— Нас сейчас качает, как на биржевых торгах, — то вверх, то вниз, — продолжил Эрик Валиахметов, генеральный директор компании “Красноярочка” (специализируется на производстве мяса и мясной продукции). — Планировать остатки сырья или упаковки просто невозможно. Ты утром просыпаешься и получаешь те цены, которые есть, а отказаться ты не можешь. Здесь нужна поддержка государства. Мы на рынке давно и уже получали субсидии для сохранения рабочих мест. Это помогло.
Сахар ещё не роскошь
Серьёзные проблемы и у одного из знаковых для Красноярска предприятий — нашего знаменитого “Краскона”.
— Продукция у нас сахароёмкая — в части ассортимента его содержание доходит до 50 процентов, — рассказывает Геля Ермакова, начальник планово-производственного отдела предприятия. — Как выросли цены на сахар, вы знаете. Сгущённое молоко подорожало на 29 процентов, маргарин — на 47 процентов. Стоимость некоторых специальных жиров поднялась на 80 процентов. Мы работаем на бельгийском шоколаде фирмы “Барри Каллебаут”, какао-порошок покупаем в Голландии. За это сырьё платим по курсу доллара. Сложно, конечно, но мы продолжаем работать.
С сахаром в Красноярске действительно творится что-то нереальное. По данным министерства сельского хозяйства и торговли края, за последние три недели спрос на этот продукт в розничной торговле вырос в четыре раза.
— То, что планировалось продавать в течение полугода, разошлось за месяц, — рассказала Ирина Панина. — Однако заводы работают, сахар продолжает поступать в распределительные центры. Но на складах его просто не успевают разгружать — там не кончаются очереди. В магазинах-дискаунтерах аналогичная ситуация: то количество сахара, которого там обычно хватало на день, сейчас разбирают за час.
Провоцируют ажиотажный спрос и представители малого бизнеса. Небольшие кондитерские, столовые, кафе, магазины шаговой доступности, торговые павильоны всегда закупали сахар на базах. Однако сейчас там пытаются в первую очередь выполнить заявки крупных торговых сетей.
— Поэтому мелким предпринимателям приходится покупать сахар для своих производств в магазинах, — заметил гендиректор “Дихлеба” Евгений Демидов. — Зачастую он там дешевле, чем нам отгружают поставщики. В итоге эти бизнесмены закупаются в “Батоне” или “Магните”, а потом этот же сахар с наценкой выставляют у себя в ларьках.
По словам Ирины Юрьевны, министерство просто захлестнуло валом жалоб на дефицит сахара. “Дефицита на самом деле нет. Сахар есть, его просто раскупили. То, что должно было храниться на складах, сейчас лежит у людей на балконах”, — уточнила заместитель министра.
Ирина Панина уверена, что в итоге ситуация наладится: “Наша страна в год потребляет 5,6 миллиона тонн сахара. Наши предприятия в прошлом году выпустили 5,9 миллиона тонн этого продукта”. Добавим, что в 2022-м Россия увеличила посевы сахарной свёклы и рассчитывает получить более шести миллионов тонн сахара.
— Дело не в сахаре, а в сломанных рыночных связях, — считает Игорь Домнин, председатель координационного совета Ассоциации сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли “Енисейский стандарт”. — Сахар — это признак социального самочувствия. Когда люди находятся в состоянии стресса, шока, они приобретают впрок, как им кажется, самый важный продукт. У нас в России это почему-то сахар и гречка. Хотя очевидно, что на данный момент потребитель в таком количестве этих продуктов не нуждается. Необходимо системно подходить к решению вопроса, рассмотреть и вопросы господдержки, и регулирования отношений между производителями и торговыми сетями.
Мы в одной лодке
Рафаэль Шагеев, президент Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты (ТПП), согласился со своим коллегой.
— Мы не в первый раз сталкивается с экономическими последствиями внешнего давления на нашу страну, — считает Рафаэль Марсович. — У нас есть уже целый ряд механизмов регулирования ситуации на рынке по социально значимым товарам. Например, зерновые или мучные интервенции уже можно закладывать в бюджеты регионов и помогать таким образом хлебопёкам. Там есть вопросы по качеству сырья, и с ними нужно разбираться, но участие государства здесь необходимо.
Президент Центрально-Сибирской ТПП предлагает составить список основных социально значимых товаров и работать с ними.
— Выбрать из 78 известных нам наименований 36 и предложить комплекс мер по государственному регулированию цен на эти товары. Это может быть оформлено в виде постановления губернатора, — предложил Рафаэль Шагеев.
По его мнению, отдельная категория предприятий, которые нуждаются в господдержке, это брендовые предприятия. “В нашем крае это “Краскон”. Сложившаяся там ситуация в итоге может привести к потере рынков сбыта и перспектив для развития. Здесь необходимы индивидуальные меры. Например, в Кемеровской области разработан комплекс мероприятий по государственной поддержке кондитерской фабрики “Яшкино”.
Ещё одно направление для общего улучшения ситуации: целенаправленная работа с производителями сырья — соли, сахара, жиров... “Люди мгновенно среагировали на изменение конъюнктуры рынка — они тупо завышают цены на старом сырье. Здесь нам нельзя устраняться — в одной лодке плывём. Надо на молекулы разбирать каждую позицию. Уверен, там в 90 процентах случаев есть ценовые перекосы”, — считает президент ТПП.
Комментарии
Президент Центрально-Сибирской ТПП Рафаэль Шагеев на прошедшем в редакции “Городских новостей круглом столе внёс ряд конкретных предложений:
Стоит поумерить аппетиты всех участников рынка по размерам полученной прибыли. Особенно в торговых сетях. Делать это нужно открыто. Как только кто-то из участников торгово-производственной цепочки начнёт позволять себе лишнего, нужно менять партнёра. Альтернативу ему надо считать уже сейчас — и по объёмам, и по структуре поставок.
На узком горлышке всегда растут цены, всегда есть соблазн получить спекулятивный доход. Нашим предприятиям сейчас нужно разложить себестоимость своей продукции по пунктам и найти узкие места, где они не могут повлиять на процесс. Эти данные нужно представить в экономические службы правительства края и просить поддержки. А то сейчас наши пищеперерабатывающие предприятия как тот караван — идут сами по себе. Выживают как могут.
Это может быть соглашение между предприятием и регулирующими органами о фиксации цен на продукцию. Очевидно, что долго существующее положение дел не продлится. Со временем ситуация стабилизируется. Однако в настоящий момент это может быть решением проблемы.
Необходимо отказаться от всех ограничений, которые не влияют на безопасность продукции. Например, зачем нужна упаковка для хлеба? Также нужно сократить до нуля все внеплановые проверки. Сейчас нужно отсекать всё лишнее. При этом предприятия обязаны будут декларировать качество своей продукции. Если, не дай бог, что-то случится, то именно директор этой компании ответит по полной программе.
Почему у нас предприятия загружены только на 60 процентов? Почему нам нужны какие-то катаклизмы для решения этой задачи? Необходимо увеличивать объёмы производства, чтобы обеспечить собственные нужды региона в продовольствии на 100 процентов и даже больше. Будем отправлять свою продукцию в другие регионы или на экспорт. У нас в Саянске целый молочный завод стоит — никому не нужен. Надо запускать его в работу. По зерну у нас профицит — можно увеличить производство муки. По овощам — у нас в крае работает всего один консервный завод, нужно запустить ещё три. То же самое по всем остальным позициям.
Константин Глазов, основатель ресторана итальянской кухни Cremeria A.ROMA, сообщил, что намерен перестроить свой бизнес.
— Главная наша проблема — сырьё. Сейчас мы активно ищем отечественных поставщиков необходимых нам продуктов — того же шоколада. Молоко будем брать у местных фермеров. Экзотические фрукты планируем заменить на наши сибирские дикоросы. Одним словом, нам предстоит серьёзное переформатирование — новая рецептура, новые продукты, новые поставщики.
Редакция “Городских новостей” регулярно проводит круглые столы по наиболее актуальным социально значимых проблемам. Как показала практика, результаты таких дискуссий интересны и нашим читателям, и непосредственным участникам подобных встреч. Именно поэтому мы намерены и дальше проводить такие мероприятия на своей площадке.
Встречи экспертов в редакции “Городских новостей” будут посвящены самым актуальным вопросам сегодняшней повестки. Мы продолжим обсуждать, как сложившаяся на международной арене ситуация отразится на работе ключевых отраслей нашего региона и на благополучии красноярцев.