Новости

Кодекс строителей агломерации

Кодекс строителей агломерации

Кодекс строителей агломерацииХотите ли вы жить в собственном благоустроенном коттедже на берегу Маны? Данных глубокого социсследования с ответом на подобный вопрос у нас в распоряжении нет, но, судя по настроению моих знакомых, за город, в тишину, тянет очень многих представителей, скажем так, среднего возраста и среднего достатка.

Увы, реализовать свою мечту решаются далеко не все. Причин тому — масса. Самая первая, лежащая на поверхности, — это очень дорого. В нынешних пригородных поселках, превращающихся в коттеджные, нет никакой коммунальной инфраструктуры. А это значит, что все вопросы водоснабжения — и холодного, и горячего, а также, пардон, канализации — придется решать локально, что резко взвинчивает цену строительства. Еще один очень важный вопрос — транспорт. Понятно, что машина есть сегодня почти в каждой семье, у многих — и не одна. Но если утром все члены семьи могут поехать к месту работы и учебы вместе, то решить проблему с возвращением отнюдь не так легко. Сын-шестиклассник заканчивает учебу в час дня и очень хотел бы сразу поехать домой, отдохнуть, сделать уроки. Как ему вернуться в загородный дом, если родители на работе и отвлекаться каждый день не могут? У семнадцатилетней дочери-студентки вечеринка. Не идти только потому, что живешь очень далеко от ночного клуба и родители боятся отпускать одну на такси? Проще, видимо, расстаться с идеей загородного дома, по крайней мере, до тех времен, когда дети вырастут и станут самостоятельными.

Но губернатор края такие пессимистичные настроения не поддерживает. Он уверяет всех — о собственном загородном доме можно мечтать каждому жителю Красноярска. Впрочем, загородным, если реализуется очередная масштабная программа Александра Хлопонина, этот дом можно будет назвать весьма условно. Где через несколько лет пройдет граница Красноярска, и что к 2020 году будут представлять из себя краевой центр и прилегающие к нему районы и небольшие города — эти вопросы сегодня задают друг другу и бабушки деревни Творогово, и инвесторы, ищущие достойное приложение своим капиталам. Пока четко ответить на него не может никто. Идея создать в Сибири современную агломерацию, а проще говоря — объединение крупного города и прилегающих к нему населенных пунктов с единой транспортной сетью и одним на всех, высоким, уровнем жизни, еще не обрела прописанных на бумаге и затверженных в документе очертаний.

Проблема, в общем-то, ясна. Сибирь, увы, даже от центральных районов России не в лучшую сторону отличается дефицитом дорог, отсутствием достойной инфраструктуры, далеким от европейского уровнем сервиса. И регион-то вроде бы один из самых потенциально богатых, но дяди с большими кошельками не спешат вкладывать сюда свои денежки. Говорят, мол, нам нужны гарантии, что все это окупится. Покажите, хотя бы в расчетах, что все у вас здесь, несмотря на сравнительно жесткий климат и огромное расстояние от Европы и Америки, все будет бурно расти — население, его доходы и, соответственно, расходы, новые производства, строительство, сервис.

Поиск конкурентных преимуществ Красноярска идет уже несколько лет. Еще в 2004 году администрация краевого центра вела активные переговоры с канадской стороной о развитии Северного воздушного моста. Расчеты наглядно показывали, что путь через Сибирь — один из самых быстрых и выгодных, и канадцы готовы были развивать проект самыми бурными темпами. Но у нас, увы, муниципальных полномочий и муниципального финансирования на столь масштабные программы явно недостаточно. И даже отдельно взятый регион вряд ли потянет нечто подобное.

Именно поэтому Александр Хлопонин, говоря об идее агломерации,

особо подчеркивает благосклонность федерального центра к этой теме.

— У агломерации есть высокая цель — чтобы красноярцам и населению пригородных территорий жилось лучше, — поясняет он. — И есть более прагматичная задача: убедить федерацию, что нужно вкладывать деньги в развитие Сибири. Поддержка проекта “Красноярск-2020”, а мы ее уже ощущаем, по сути будет означать отношение государства к будущему Сибири. Без значительного федерального финансирования на развитие коммуникаций, дорожное строительство реализовать амбициозный проект невозможно. Он должен обрести вид федеральной инвестиционной программы или стать одним из проектов, поддерживаемых из федерального инвестфонда.

Есть и еще одна федеральная проблема — тарифы на перевозки и цены на топливо. При сибирских расстояниях они могут стать стопором любой, самой гениальной идеи.

— Если сегодня выгоднее садиться в Астане, чем в Красноярске, если авиационное топ-ливо у нас дороже, чем в Европе, при такой ситуации никакой авиационный хаб в Красноярске не состоится, — дает оценку губернатор, — и в данном случае все зависит от решения государства. Во всех нефтедобывающих странах вводится госрегулирование: есть квоты на внутренний рынок, а после этого, пожалуйста, продавайте нефть по мировым ценам на внешний рынок.

Хотя само по себе подобное решение государства всех проблем развития Сибири отнюдь не снимет. Больше того, разговаривать с федеральным центром с главным аргументом “дайте денег” абсолютно бесперспективно. Очевидно, что подход должен быть другим: сформированное видение решения проблемы должно исходить от региональных властей. И оно обретает формы именно сейчас.

— Первый этап — разработка стратегии социально-экономического развития агломерации — должен завершиться в сентябре, — рассказал на встрече с руководителями СМИ губернатор, — комплексную инвестиционную программу с источниками финансирования планируется подготовить во втором квартале 2009 года. К концу следующего года будет разработана и схема территориального планирования, где будет обозначено место размещения основных объектов и отражены инфраструктурные проекты.

Первое публичное представление проекта новой жизни должно состояться на Красноярском экономическом форуме в феврале 2009 года. Там же планируется подписать и первый базовый документ федерального уровня о развитии Красноярской агломерации. Но это отнюдь не означает, что в начале следующего года дивногорцы, например, станут красноярцами.

— Искусственного объединения не будет, это я вам могу гарантировать, — объясняет Александр Хлопонин руководителям СМИ, — по этому пути, который, кстати, использовался при создании некоторых западных агломераций, мы не пойдем. Наша задача состоит в другом — создать единую территорию с точки зрения развития инфраструктуры, транспортной мобильности. К 2020 году мы должны получить новый образ жизни на территории агломерации, изжить проблему ветхого жилья, дать возможность для развития современных предприятий, логистических центров и так далее. Объединения границ на первом этапе не будет. А к чему мы придем к 2020 году — будут решать жители, и правильный выбор им подскажет сам ход развития агломерации.

Кстати, широко обсуждать проект концепции обещают на всех этапах ее создания. Сначала — на уровне межмуниципального совета, в который входят представители властей Красноярска, Сосновоборска, Дивногорска, Емельяновского, Сухобузимского, Березовского и Манского районов. Муниципалитеты должны будут дать свою оценку — какие из предложений экспертов жизнеспособны, а какие — нет. На следующем этапе к обсуждению предполагают привлечь всех жителей будущей агломерации.

— Но не должно быть так: краевые власти что-то предлагают, стараются найти варианты для развития территории, а в районе сидят и говорят: нет, нам это все неинтересно. Нам дайте нефтяную скважину. Так вряд ли что-то у нас получится, — сразу предупреждает губернатор.

Предложения Александра Хлопонина для крупных бизнес-структур тоже весьма амбициозны.

— У нас должны работать не филиалы крупнейших компаний — “Норильского никеля”, СУЭКа, а дочерние компании или даже головные офисы, — уверен губернатор. — В Красноярске должно располагаться не представительство “Норильского никеля”, где в штате 15 человек, а головная компания с количеством занятых 3 500 человек. Тогда у них появится потребность в кадрах, тогда они будут заинтересованы в подготовке молодежи в наших университетах.

Кстати, некоторые бизнесмены уже живо отреагировали на заявление о создании агломерации. Цены на землю вокруг Красноярска начали расти не по дням, а по часам. Появились предприниматели, которые спешно скупают земли сельхозназначения и переводят их в иные категории. Правда, губернатор от таких известий не в восторге. Больше того, он уверен, что подобными дельцами должна заниматься прокуратура, проводя проверки законности таких сделок.

То, о чем говорит губернатор, пока, по меткому замечанию руководителя одной из региональных телерадиокомпаний, чем-то напоминает мечту о коммунизме: красиво, но несбыточно. Впрочем, неверие в его масштабные замыслы Хлопонин проходил уже не раз. Когда губернатор впервые заговорил о Нижнем Приангарье и Ванкоре, называя очень близкие сроки запуска проектов, подавляющее большинство давало одну оценку: “не может быть”. Оказалось, вполне даже может. Примерно на такой же, самой начальной, стадии, по оценке Александра Хлопонина, находится сегодня идея создания агломерации. Но губернатор уже сейчас обещает: “Этот проект — не последний. У руководителя глаза должны гореть. И как только начальный этап пройдет, когда останется только вопрос технической реализации, мы обязательно придумаем что-нибудь новое”.

__

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА